Как устроено московское метро

Фото: GLOBAL LOOK press
В годовщину дня запуска первого поезда Московского метрополитена Дни.Ру расскажут о технологиях столичной подземки. Сколько лет метро работало без турникетов, сколько времени дается, чтобы укрыться по тревоге, и как работает Wi-Fi в движущемся поезде.
В этот день ровно 80 лет назад был пущен первый поезд Московского метрополитена. До открытия подземки оставалось несколько месяцев, но испытания показали, что проект стартовал удачно. В первый день работы метро, 15 мая, им воспользовались 370 тысяч пассажиров. Метрополитен Москвы имеет крайне богатую историю. Выпущен не один десяток книг о загадках метро и его строительстве, об архитекторах и прокладывании тоннелей, в подземку спускаются диггеры, существует целые сообщества, коллекционирующие все, что с ней связано. Уложить историю метро в одну статью – дело неблагодарное, но рассказать о некоторых фактах все же стоит.

Турникеты, голоса и бункер
Турникеты появились в 1952 году. "Красные Ворота" – первая станция, которая была ими оборудована. До этого контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты. Стоимость проезда в год открытия метро составляла 50 копеек. Из всех станций, коих уже больше 180, 44 признаны объектами культурного наследия. Очевидный и, как ни странно, малоизвестный факт: станции объявляют мужским и женским голосами по определенной схеме. Если поезд идет к центру – мужским, если от центра – женским, если идет по Кольцевой линии по часовой стрелке – мужским, если против – женским. Сделано это для удобства слепых: только по голосу объявления "Двери закрываются" можно понять, в какую сторону идет поезд.

Многие знают, что метро – это огромное бомбоубежище с гермозатворами в тоннелях и на входах на станции, но мало кто в курсе, сколько времени дается, чтобы в нем укрыться. В одном из репортажей о подземке рассказали, что после сигнала тревоги у жителей столицы есть 13 минут, чтобы успеть добежать до ближайшей станции метро и укрыться там. По истечении этого времени гермозатворы закрываются. Подземная всемирная Сеть
Wi-Fi в метро проводится весьма нетривиальным способом. Если бы интернет необходимо было организовать на станции, схема была бы похожа на установку обычного роутера в квартире или офисе – различалась бы только мощность. Но в метро интернет работает в поездах, которые быстро едут в тоннелях. При стандартном подходе провод роутера сразу бы оборвался.

Поезд со скоростью 100 мегабит
Интернет работает в тоннелях с помощью довольно необычной схемы. В тоннелях находятся базовые станции на расстоянии 450 метров друг от друга. В начале и конце поезда установлены плавниковые антенны, которые подключаются к этим базовым станциям. А внутри состава от этих крайних антенн протянут провод, который подключен в каждом вагоне к своему роутеру.

Эта система позволяет добиться скорости интернета около 100 мегабит в секунду. Она устроена таким образом, что отцепление части состава не влияет на оставшуюся Сеть. Интернет специально отсутствует на станциях, чтобы и без того перегруженные перроны не заполняли любители Сети по цене одной поездки на метро. Сеть остается бесплатной и монетизируется только рекламой сайта "вметро", который видит каждый, кто подключается к подземному интернету.

Шоу-бизнес в Telegram