Что делают с детьми гаджеты

Фото: GLOBAL LOOK press\Boris Roessler
В современном мире даже младенцы знают, что такое компьютер, наблюдая за действиями мамы и папы. Мышка очень быстро становится игрушкой (когда взрослые не уследят). А если еще улучить момент и потыкать пальчиками в клавиатуру, что может быть интереснее? Подросшее чадо понимает: с помощью компьютера можно поиграть гораздо увлекательнее, чем просто колотить по клавишам. Начинается период "стрелялок" и "бродилок". И вместе с ним в жизнь взрослых приходит необходимость ответить себе на вопрос: разрешать или не разрешать.

Мнения здесь диаметрально противоположные. Кто-то вообще не проводит в дом интернет во избежание соблазнов. Другие родители наоборот поощряют сидение ребенка у монитора: это легкий способ на какое-то время освободиться от бесконечных "почему" и требований составить компанию в игре. Кто прав?

Неправы и те, и другие. В крайности впадать не надо. Гаджеты – неотъемлемая часть современной жизни. Дружба с компьютером понадобится ребенку уже в младших классах школы. Вот только знакомить малыша с ПК следует гомеопатическими дозами.

Все в курсе, что скучающие малыши становятся невыносимыми, когда приходится долго и нудно ждать очереди в поликлинике или ехать в машине (поезде). Сунуть в маленькие ручки смартфон с играми или мультиками – отличный способ развлечь и успокоить дитя. Однако, развивающий фактор игр и мультфильмов однобок. При освоении мира должны быть задействованы все возможности восприятия: на предмет недостаточно посмотреть, надо изучить тот же мячик или плюшевого мишку в тактильных ощущениях.

Большой минус – отрицательное влияние на здоровье. Больше всего страдает зрение: дети, проводящие даже 20 минут в день перед монитором, телевизором, тем более перед небольшим дисплеем телефона, начинают носить очки очень рано. Страдает и физическая форма: вместо движений на свежем воздухе чадо таращится в экран, не сдвигаясь с места. Гиподинамия ведет к ожирению, а сидение в одной позе может вызвать сколиоз.

В плане развития креативности компьютерные игры резко ограничивают потенциал ребенка: он должен действовать исключительно в рамках, диктуемых конкретной программой. Никакого полета фантазии, никакого использования мелкой моторики, которое он получил бы в процессе лепки, рисования, работы с деталями конструктора. А ведь до пяти лет мелкая моторика служит катализатором развития мыслительных процессов. Наконец, интересы малыша, а позже подростка, смещаются в сторону виртуальности. Ему уже интереснее общаться в сети. Часто можно видеть парадоксальную картинку: тинейджеры сидят в кафе или в парке и посылают друг другу эсэмэски вместо того, чтобы переговариваться по-старинке.

Опасность, таящаяся в интернете, – это еще и возможность нарваться на педофила или преступника. Сетевой знакомец может аккуратно выпытать у ребенка адрес и прочие важные сведения, а маньяк способен "внести коррективы в сексуальное воспитание" или вообще перенести развращающие действия в реальную жизнь.

Наконец, главный минус зависания в сети – формирование зависимости. Пусть она не химического плана (как от наркотиков, никотина и алкоголя), но действие ее аналогично. Ребенок не может оторваться от игры или интернета, а будучи лишенным компьютера, впадает в бешенство и переживает настоящую депрессию. Кроме того, большинство игр воспитывают в подрастающем человеке кровожадность. Достаточно вспомнить прогремевшую на телевидении историю с "компьютерным монстром" Сашко Фокиным, помешанным на компьютере и ставшим тупым и невменяемым. Этот сор из избы был вынесен на телеэкраны, а сколько таких маленьких никому не известных чудовищ уничтожают свою едва начавшуюся жизнь у монитора?

Распознать зависимость довольно просто: ребенок теряет интерес к реальной жизни, игнорирует игрушки, не жаждет общения со сверстниками и родителями, бурно протестует против выключения компьютера. Предотвратить недуг можно: достаточно лимитировать время, проводимое ребенком в сети, воспользовавшись программой "родительский контроль". Обязательно следует подвергать игры и мультфильмы цензуре, выбирая только позитивные. Не надо трактовать гаджеты как камеру хранения, куда можно сдать ребенка, освободив себя для других дел. Такая привычка "обезвреживания" ребенка может привести к печальным последствиям. Лучше предложить малышу разделить с родителями занятия (готовка обеда, уборка), чем усаживать его перед экраном или совать ему в руки телефон.

Однако полностью отказываться от компьютера ни к чему. Без этого "окна в мир" современный человек не обойдется. Надо просто приучить ребенка разумно пользоваться устройством. Правильно подобранная игра станет тренировкой логики и абстрактного мышления, нужная программа поможет освоиться с иностранным языком, а общение в соцсети даст застенчивому подростку возможность самовыражения. Самое главное – не пускать процесс приобщения ребенка к гаджетам на самотек.

ДНИ в Telegram