Бетонные купола научились надувать

Группа исследователей из Венского технологического университета разработала и предложила систему, позволяющую возводить бетонные купола без использования сложных опорных конструкций. Новая система позволяет "раздуть" бетонные конструкции, а затем закрепить их при помощи стального троса.

Купольные бетонные конструкции – редко встречающиеся архитектурные формы. Это легко объяснимо, так как возвести такое сооружение достаточно непросто. Они требуют создания сложной опорной конструкции, которая бы удерживала бетон в нужной форме до тех пор, пока он не затвердеет. Исследователи из Венского технологического университета предложили такую систему, которая не будет требовать дорогостоящих опор и сложной технической реализации.

Такой способ можно назвать методом пневматического клина. Сначала на строительной площадке поверх спущенной пластиковой воздушной подушки выкладываются формы из арматуры. Затем в них заливается бетон, он затвердевает, и в результате получается ряд плоских плит. Бетонные плиты затем соединяются с помощью стального троса и металлических балок, приводят "Вести.Ru" подробности метода. Затем куполообразная воздушная подушка надувается. По мере заполнения ее воздухом плиты поднимаются вверх, образуя купол. В то же время трос затягивается и удерживает бетонные плиты вместе. Все плиты имеют клиновидные края, которые и позволяют им надежно соединяться с другими.

В дальнейшем воздух из подушки выкачивается, и она снимается вместе с балками и тросом. Остается надежная купольная бетонная конструкция. Однако изгиб затвердевшего бетона приводит к незначительным трещинам. Исследователи утверждают, что это чисто косметический эффект, который не отражается на надежности структуры. В дальнейшем купол можно покрыть штукатуркой, скрыв дефекты покрытия.

"Если форма является правильной, то каждая плита стоит на своем месте, а сама конструкция является стабильной", – говорит координатор проекта профессор Иоганн Коллеггер. В ходе испытания системы бетонный купол высотой в 2,9 метра был построен в течение двух часов. По словам Коллеггера, таким способом можно сооружать конструкции диаметром до 50 метров. К тому же такая система наряду с экономией времени и материалов должна снизить денежные затраты на возведение подобных конструкций примерно на 50%.

Более того, австрийские железные дороги уже заказали строительство путепровода, возведенного по новой технологии. Предполагается, что в дальнейшем с помощью данной системы будет возведено множество разнообразных зданий в бедных районах страны – от подземных тоннелей до концертных залов.

ДНИ в Telegram