Кадр из фильма "Властелин колец: Возвращение Короля"
Более ста лет назад был снят первый кинотрюк – каскадер прыгнул из горящего воздушного шара в реку Гудзон. По слухам, трюк оказался случайностью, а шар нерадивый актер поджег сам. С тех пор кино изменилось до неузнаваемости.
В немых развлекательных фильмах кино сто лет назад не сильно отличалось от цирка. Тогда не было технических возможностей, и в погоне за зрелищами каскадерами становились обычные актеры. То время подарило немало трюков, которые впечатляют даже в наше время. Бастер Китон показывал много трюков с техникой в 20-е годы прошлого века. Он с невероятной легкостью запрыгивал на едущий мотоцикл, повисал снаружи трамвая или мог сходу прыгнуть на велосипед.
В одном из трюков Китон проезжает перед самым поездом. Учитывая, что все реально, сейчас это смотрится ужасающе для зрителя, который привык к спецэффектам.
В немом кино звездой был не только Чарли Чаплин, хотя не стоит недооценивать его трюки. Стэн Лорел и Оливер Харди – одна из самых известных комедийных пар, тоже баловали публику. Тогда были популярны трюки на большой высоте.
Интересной главой в истории технологий кино стал фильм "Трон" 1982 года. История человека, попавшего в некое подобие виртуальной реальности, смотрелась к моменту выхода картины на экраны фантастически. Фильм был снят на черно-белую пленку и раскрашен вручную для достижения контрастного неонового эффекта. Как ни странно, картина была снята с номинации "Оскара" на лучшие спецэффекты: киноакадемия посчитала нечестным использовать компьютер для их создания.
Позже уже никто не мог оспаривать важность компьютерных технологий в кинематографе. "Оскар" за лучшие спецэффекты получили, конечно, "Звездные воины": IV, V и VI эпизоды. Лазерные мечи, космические корабли и далекая-далекая галактика...
В 1979 году награды удостоился фильм "Чужой", а в 1981 – "Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега". И, конечно, все три части знаменитого "Властелина колец".
Полумультфильм "Кто подставил кролика Роджера" 1998 года стал одним из лучших примеров смешения кино и анимации. Многие пытались сделать что-то подобное, но получилось только у Роберта Земекиса, режиссера знаменитой трилогии "Назад в будущее". Интересно, что Земекис использовал хромакей – съемку на фоне синего экрана, то, что до сих пор используется практически во всех фильмах и во многих телевизионных передачах.
Новинки кино тоже могут похвастаться головокружительными спецэффектами. Это, конечно, "Аватар", "Начало" и "Жизнь Пи". Причем "Аватар" раскрыл весь потенциал кино в 3D.
К слову, несмотря на неоднозначное отношение к франшизе "Трансформеров", эти фильмы практически целиком состоят из спецэффектов.