Во время необычной экскурсии немцы попытались раскрыть секреты прокладки интернета 19 века, рассказать о первых шагах в электрификации Москвы и Петербурга и первых трамваях, а также поведали, как 24-летнему "прусскому инженеру" Карлу Сименс удалось получить заказы государственного масштаба, зачем ему пришлось взять подданство российского Императора и превратиться в Карла Федоровича и почему именно в России получили широкую популярность спиртометры Siemens.
Раушская ГРЭС
Самая большая электростанции Москвы, построенная на рубеже 19-20 веков. Сегодня эта старейшая из действующих станций обеспечивает энергоснабжение исторического центра города, в том числе Кремля. Строила станцию и поставляла оборудование дочерняя компания Сименсов в России – "Русское электрическое общество". Строительство Раушской станции стало основой для массовой электрификации русской промышленности. Карл Сименс был удостоен признания, а в 1896 году царь Николай II возвел его в дворянское звание.
Кремль
Именно Сименсам было доверено осветить центр столицы (Кремль, храмы, Красную площадь) по случаю коронации императора Александра III в 1883 году. Специально для этого сотрудники Siemens выехали в Москву за три месяца. Это была первая в истории Москвы городская электрическая иллюминация. После коронации Александр III поручил Сименсу осветить Невский проспект, а чуть позже – электрифицировать Зимний дворец.
Тверская улица
Тверская стала первой полностью "иллюминированной" улицей: ее фонари зажглись в 1896 году на коронации Николая II. Тогда же подсветили и дом генерал-губернатора, Тверская 13. К этому моменту в Москве работала только одна электрическая станция. Мощности Георгиевской ЭС не хватало, так как к сети стали подключаться магазины, особняки.
Пассаж Постниковой
Первый московский контракт на электрификацию был подписан с владелицей Постниковского пассажа на Тверской (ныне театр имени Ермоловой). Электростанции в Москве еще не было, поэтому для заказчицы установили местную локомобильную станцию. Предприимчивая владелица убила двух зайцев – помимо удобства и красоты у нее резко подскочили продажи, так как публика валом повалила в пассаж поглядеть на новинку, а заодно и отовариться.
Верхние Торговые Ряды. ГУМ
В конце 19 века электрическое освещение стало появляться почти на всех значимых объектах столицы. В 1896 году же были иллюминированы Верхние торговые ряды, которые открылись на три года ранее. Вершиной инженерной мысли здесь стало стеклянное покрытие, соединяющее галереи.
Метрополитен
В 1923 году проект московского метрополитена был заказан известной иностранной компании Siemens Bauunion. К 1925 году немецкий проект, включавший 80 километров тоннелей и 86 станций, был готов.
Георгиевская электростанция (Малый Манеж)
Первая электрическая станция в Москве. Она обслуживала абонентов на расстоянии 1 километра и питала 25 тысяч ламп. В декабре 1888 года Георгиевская электростанция дала первый ток. За счет своего расположения станция обслуживала частных абонентов и обеспечивала освещение центра города – гостиниц, деловых центров, пассажей, театров, домов зажиточных людей.
Большая Дмитровка
С пересечения Дмитровки с Бульварным кольцом 100 лет назад отъехал первый электрический трамвай, и к этому проекту также были причастны Siemens. Чтобы получить этот заказ, в 1882 году Карл представил новый электровоз на Московской выставке. Он лично проехался на электровозе и прокатил императора, его семью и всех министров два раза. Первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России.
Императорский телеграф
Именно телеграф сыграл стратегическую роль в развитии Siemens, и именно благодаря прокладке линий в России немецкая мастерская "Сименс и Гальске" превратилась в международный концерн. 1853 год считается датой основания российского отделения фирмы "Сименс и Гальске". Тогда компания поставила 75 пишущих стрелочных телеграфов для строящейся телеграфной линии Санкт-Петербург – Москва. Это был первый крупный контракт компании Siemens в России. 160 лет назад с маленького бюро в Петербурге началось управление современными заводами Siemens, которые сейчас есть в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.