Людей в будущем заменят биороботы

О пользе графиков в анализе гуманитарных проблем человечества и об изменении жизни человека в связи с развитием технологий в интервью газете "Взгляд" рассказал Михаил Веллер, писатель, автор философской теории энергоэволюционизма.

– Михаил Иосифович, в преддверии конгресса "Глобальное будущее 2045" что бы вы могли сказать о новизне и актуальности этого события? Как вы оцениваете цели и задачи, которые ставит перед собой конгресс?

– Со времен вавилонских халдеев люди всегда интересовались будущим, причем как близким, так и отдаленным. Даже у первобытных племен одной из обязанностей шамана было предсказание будущего. Будущее – это удача в походе, это ответ на вопросы "переживет ли племя голодную зиму", "победит ли врагов"... Эта история вечна.

Важнее то, что современная цивилизация находится в ситуации бедственной: депопуляция, мы вымираем; экология ухудшается; и т.д. У нас уже более полувека есть техническая возможность уничтожить жизнь на планете. При этом уровень науки продолжает расти, объем информации удваивается каждые 10 лет... И это уже что-то новенькое. Что мы будем кушать, как будут жить наши дети и внуки – на эти вопросы сегодня гораздо сложнее ответить, чем 100, 200, 500 лет назад. Ибо работают объективные процессы, над которыми мы, судя по всему, не властны.

Если чертить диаграммы и строить графики, то в 2045 году действительно может произойти что-то непонятное и небывалое. То ли все остановится, то ли обвалится, то ли взорвется, то ли будет какой-то другой конец света. И это все уже с точки зрения материалистической науки.

Если соберутся интеллектуалы и попробуют хоть что-нибудь понять, то это будет полезно.

– В одном из своих эфиров на "Радио России" вы с Акопом Погосовичем Назаретяном обсуждали "кривую Снукса – Панова". Как вы оцениваете этот прогноз?

– Как гуманитарий по образованию, да в общем и по профессии тоже, я всегда с некоторым недоверием относился к формулам и графикам, которые не являются обязательными. Я и сейчас полагаю, что "Этика" Спинозы отнюдь не обязательно должна была облекаться в такую математикообразную, очень модную на тот момент форму, как теоремы.

Когда я вижу необязательный график, то обычно вспоминаю, как Паниковский начертил Балаганову зонтиком треугольник на песке в доказательство своих взглядов и тот уважительно согласился. Ибо во многих случаях, когда речь идет о гуманитарных проблемах, формулы являются лишними. Для большинства гуманитарных проблем язык математики не нужен. Хотя, разумеется, не всегда.

Таким образом, у нас есть этот график, идущий по экспоненте и на уровне примерно 2045 года переходящий в вертикаль. Мы озадачены. Означает ли это, что мы все быстро умрем? Или улетим на Луну? Или произойдет тот самый конец истории по Фукуяме? А может, нашу жизнь кардинальным образом изменят вторгнувшиеся в нее роботы и наностроители? Разумеется, я тоже не в состоянии ответить на этот вопрос. (Одно можно сказать точно: раньше или позже человечество может преобразиться кардинально, и это будет несравнимо со всеми другими метаморфозами, которые с ним происходили.) Но я бы очень хотел проверить эти периоды фазовых переходов, на основе которых построена кривая. Ибо компьютер выдает вам то, что вы в него заложили изначально с другого конца. Я не знаю, как считались эти фазовые переходы, и ловлю себя на позорном, мещанском, обывательском недоверии к этому графику.

– Как, по вашему мнению, изменится жизнь человека в связи с развитием робототехники, нано- и биотехнологий, в свете совершенствования генной медицины и возможности появления искусственного интеллекта?

– Я подозреваю, что, во-первых, нас будет становиться все меньше и меньше. Во-вторых, над своей бренной плотью, над длительностью жизни своей мы будем властны все больше и больше. Я подозреваю, что воспроизводство естественным, биологическим образом рода человеческого сначала будет дополнено новыми технологиями, а в дальнем будущем мы вообще можем заменить себя некими эффективнейшими биороботами.

Что касается искусственного интеллекта, то сначала нужно сообразить, что такое интеллект человеческий. С моей точки зрения, разум – это оформление избытка психической энергии. И работает разум на максимальное преобразование окружающей среды с положительным балансом, с растущей скоростью. Вот если искусственный интеллект запрограммировать на это же, человечество имеет шанс превратиться в кибернетическую цивилизацию и продолжить свои скромные деяния на планете в новой сущности.

Шоу-бизнес в Telegram