В Подмосковье достроят коллайдер

В подмосковном Протвине продолжатся работы по строительству ускорительно-накопительного комплекса, которые были начаты еще в советское время.

По словам директора Института физики высоких энергий Николая Тюрина, по множеству причин полностью реанимировать советский коллайдер невозможно, однако есть идея разместить в подземном кольцевом тоннеле гигантский аккумулятор, который помогал бы поддерживать перегруженную электросеть Московского региона. Этот проект уже представили на всероссийских инновационных форумах и научно-технических ярмарках.

Строительство советского коллайдера началось еще в 1983 году. Комплекс был призван обеспечить создание поля с огромным электромагнитным напряжением, на тот момент втрое превышающим энергию наиболее мощного в мире ускорителя, принадлежащего лаборатории имени Ферми в США, сообщает РИА "Новости". Обе ступени коллайдера планировалось разместить в одном тоннеле длиной почти 21 километр.

Подземный кольцевой тоннель имел диаметр 5 метров и был расположен на глубине от 20 до 60 метров. По длине и глубине залегания он был аналогичен кольцевой линии Московского метро. Сходство с метрополитеном дополнялось еще и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю коллайдера примыкали подземные "станции". Эти залы были связаны с поверхностью земли вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и так далее.

Первый участок - подземный канал длиной около 3 километров - ввели в строй в 1994 году. Он соединил старый ускоритель протонов У-70, пять лет остававшийся самым крупным в мире, и новый коллайдер. Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера.

К середине 1990-х годов было завершено строительство основного тоннеля, оставались монтажные работы по установке в тоннеле оборудования. Но, к несчастью, из-за сокращения финансирования программы проект постепенно сворачивался, а в 1998 году и вовсе был закрыт. В настоящее время никаких крупных строительных работ на объекте не ведется, поскольку главные работы были завершены до 2000 года, а часть незавершенных объектов заморожены.

ДНИ в Telegram