"Два года назад я спросил себя, почему бы не придумать эксклюзивное, уникальное пиво ограниченной партии, с определенными годами урожая, как это бывает с вином", - рассказывает Дженс Эйкен, главный пивовар Jacobsen Brewhouse. И коллекция Carlsberg пополнилась серией Vintage. В 2008 году выпустили "пилот" - 600 бутылок Vintage Nr.1 каждая стоимостью 2008 датских крон (около 270 евро). Интересный шаг: до этого Carlsberg позиционировали как "пожалуй, самое лучшее пиво в мире". Но в рекламе можно утверждать все, что угодно. А поди докажи, что ты лучший, даже если ты и в самом деле неплох. О вкусах, как известно, не спорят. А цена - это уже объективная категория. И Jacobsen Brewhouse на сегодняшний день - производители самого дорогого пива в мире. И супротив никто сказать ничего не может. Vintage станет ежегодной акцией, то есть следующий выпуск можно будет ожидать только в 2009 году. Проект начался достаточно успешно. Более трехсот бутылок "люксового" пива расхватали, как горячие пирожки, в первые же недели. Часть урожая 2008 года распространялась в одном из самых знаменитых ресторанов мира - трехзвездочном Noma. Vintage Nr.1 - темное крепкое пиво сорта "barley wine" (ячменное вино). Barley wine выдерживают в дубовых бочках, отчего оно приобретает характерный для вина танинный привкус и богатый аромат. В Vintage Nr.1 чувствуются нотки карамели, хереса и мадеры. Букет его варьируется в зависимости от происхождения бочек, в которых пиво томилось в течение шести месяцев. Шведский дуб делает карамельный вкус еще более выраженным, а эльзасский - сообщает напитку ароматы ванили и мореного дуба. Vintage Nr.1 производилось на основе высококачественного ячменя Maris Otter и четырех сортов хмеля: насыщенно горьких Challenger и Target и более деликатных Bramling Cross и Fuggles. Вообще говоря, разобраться во всех хитростях подбора ингредиентов, видах химических реакций и прочих тонкостях производства Vintage Nr.1 довольно сложно. "Проект начинался с безумной идеи - сделать пиво, которого никогда раньше не было. В процессе созревания продукта происходит множество химических процессов, не все из которых известны, но в результате вкус получается восхитительным", - уверяет Дженс Эйкен. Поэтому не буду останавливаться на влиянии реакций Майяра и концентрации этил-2-метилбитурата на вкус пива, скажу лишь, что происходила вся эта увлекательнейшая история доведения Vintage Nr.1 до ума в погребах, помнящих еще основателя компании Якоба Кристиана Якобсена. Якобсен начинал свое предприятие с нуля. Будущий "король пива" приехал в Копенгаген из захолустья и устроился на работу в местной пивоварне подмастерьем. За десять лет он не только постиг основы ремесла, но и сколотил капитал, достаточный для открытия собственной пивоварни.
У него была своя лаборатория, где он много и довольно успешно экспериментировал. Он первым применил термометр для наблюдения за процессом пивоварения. Приглашенные им специалисты разработали актуальный до сих пор метод определения содержания азота и технологию разведения дрожжевой закваски, принятую всеми пивоваренными заводами мира. В 1847 году Якобсен выпустил новый сорт пива, название которого сложил из имени сына Карла и расположенного вблизи завода холма (по-датски "берг"). Так родился Сarlsberg. Отца и сына объединяли не только пивоваренный бизнес, но и любовь к искусству. Якоб Якобсен положил начало семейной коллекции. Питая особую страсть к античным статуям, он наполнил ими устроенный с этой целью зимний сад. Сын Карл, в свою очередь, построил в Копенгагене здания музея Ny Carlsberg Glyptotek (он же подарил городу знаменитую статую Русалочки), а внук Хельге обогатил их произведениями Мане, Дега и Гогена, Сезанна и Писарро. Над оформлением бутылок также потрудился художник Франц Канник. Он создал серию из четырех литографий с изображением богини плодородия Сиф. Жена бога грома и молнии Тора знаменита, в первую очередь, своими золотыми волосами. Сиф - скандинавский символ красоты и силы. А теперь еще и "лицо" шикарного пива.