В начале XX века отец-основатель футуризма великий и ужасный Филиппо Томмазо Маринетти написал гастрономический труд. Его "Поваренная книга футуриста" не дает покоя кулинарам до сих пор.
На прошлой неделе Дамиано Нигро, шеф-повар итальянского Villa d'Amelia, и Виктор Гримайло, шеф-повар московского Bon2, представили в столичном ресторане "футуристическое меню". Набор яств неплохой, но хочется спросить: "А при чем тут футуризм?"
Маринетти был мастером эпатажа и провокации. В своих манифестах он разносил в пух и прах любую традицию, в том числе гастрономическую. В его меню значились такие блюда, как сардины с ананасами, колбаса "мортаделла" с нугой с кофе и одеколоном, апельсины с маринованными грибами, салями и оливками. Он мешал в одном коктейле ананасовый сок, сырые яйца, какао, черную икру, красный перец, мускатный орех и гвоздику.
Трапезы а ля Маринетти имели мало общего с утолением голода и пополнением витаминного запаса. Это было шоу, с целью привести в смятение все пять чувств гурмана. Некоторые кушанья можно было только нюхать, другие – только трогать. Вот пример классического "футур-обеда" − тарелка красного томатного супа, ярко-желтая полента и букет белых роз с шипами. Яркие цвета бьют по глазам, шипы колют пальцы, нос улавливает цветочные ароматы. Для пущего смака подобные застолья сопровождали звуки дикого джаза или рев аэроплана. Как с этой гастрономической идеологией вяжется серое в крапинку ризотто с черным трюфелем, которым потчуют в Bon2 в "дни футуристической кухни", непонятно. Сытное сливочное блюдо − само воплощение итальянской кулинарной традиции. Нежные лангустины с артишоками, бобовый суп с йогуртом, креветками и базиликом − привычные спокойные вкусовые тона.
Самым авангардным оказался огуречный сок, сопровождавший лосось поше с красной икрой: вспененная смесь огурца, молока, карри и еще десятка секретных ингредиентов. Но кого сегодня удивишь светло-зеленой пеной, когда словосочетание "молекулярная кухня" навязло у всех в зубах? Озадачило, пожалуй, только одно блюдо – хрустящий рис со слоем цитрусовых и гребешком. Кушанье очень сомнительных достоинств. Я не уточняла тонкости приготовления риса, но ощущение, что если взять воздушный рис из пакетика, полить его каким-нибудь кислым соусом, посыпать перцем и солью, результат будет примерно таким же. Поставьте этот кулинарный экзерсис в пару со слегка обжаренным гребешком − получите то, что в "футуристичном" меню дуэта Нигро-Гримайло звучит как "С Антарктиды". Названия других блюд тоже как будто позаимствованы из учебника по астрономии: "Магматическое затмение", "Розовый галактический пульсар", "Светящаяся туманность". "А как же гастрономические заветы Маринетти? " − думаю я, рассматривая обложку "Поваренной книги футуриста", украшающую специальное меню Bon2. "Вы читали эту книгу?" − интересуюсь у Дамиано Негро. "Не читал", − признается повар.