Роскошь идет в регионы

None

Рынку роскоши становится тесно в двух российских столицах. Теперь приоритетное направление для развития luxury-бизнеса – "застолбить" нишу в других крупных городах России. Поэтому в российской провинции все больше открывается представительств и магазинов престижных марок.

Освоение ниш

Так, недавно "Консул", крупнейший продавец швейцарских часов, открыл свой новый фирменный магазин в Новосибирске, а совсем скоро планирует открыть магазины в Краснодаре и Кемерово. И это далеко не первый региональный опыт. Магазины "Консул" уже работают в Перми, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани, Калининграде, Челябинске и Екатеринбурге. У компании Da Vinci, представляющей множество ювелирно-часовых брендов класса люкс, в декабре появился свой салон в Нижнем Новгороде, а ранее – в Саратове.

Мультибрендовые бутики LeCadeau открыты в Ярославле, Краснодаре, Самаре, Липецке, Перми, Ставрополе, Владивостоке и Екатеринбурге. Кстати, уральская столица, по признанию самих продавцов, показывает весьма хорошие результаты. Недаром, именно Екатеринбург (а даже не Санкт-Петербург) стал вторым после Москвы городом, где открыли ювелирные бутики легендарные дома Cartier и Van Cleef & Arpels!

Особенности luxury-рынка в регионах

Рынок luxury специфичен. Его товары не являются продуктами первой, второй или даже третьей необходимости. Спрос на изделия роскоши возникает лишь тогда, когда удовлетворены все другие потребности. Бриллианты от кутюр и престижные часы – это уже не насущная необходимость, а способ подчеркнуть высокий статус, опознавательный знак для касты избранных. В Москве и в Петербурге были все предпосылки для бурного развития luxury-индустрии. Марки класса люкс обосновались здесь давно. Столичных жителей уже можно назвать искушенными в модных тенденциях и брендах, тогда как в провинции этот рынок только начал формироваться. Естественно, разница между столичным и провинциальным рынком ощутима. Клиенты в столице уже более подготовлены ко всему новому, и поэтому, как считает региональный директор "Космос-Золото" Ольга Андреева, "более рисковые и оригинальные по дизайну изделия все-таки больше продаются в Москве, а регионы придерживаются классических украшений и не таких дорогих". Тем не менее с каждым годом ситуация меняется. В крупных городах-миллионниках растет клиентура эксклюзивных и дорогих марок. А представители известных брендов присматриваются, в свою очередь, к "неосвоенным землям". #{quote1}Перед тем как открыть в том ли ином регионе свой магазин, компании очень тщательно и долго выбирают город, анализируют экономическую ситуацию и покупательскую способность населения. До того как принять решение об открытии нового бутика, менеджеры компаний не раз посещают город, смотрят, какие торговые марки уже представлены и какие компании планируют открыть свои магазины. Все это имеет большое значение и для luxury-брендов, чьи интересы представляют "франшизные" компании и дистрибьюторы. "При выборе партнеров мы руководствуемся многими факторами: бизнес-репутацией, представленными брендами, известностью компании в определенном регионе", - говорит представитель концерна Richemont по маркам Van Cleef & Arpels и A.Lange & Sohne Мария Гулина. С ней согласна Ольга Андреева, региональный директор компании "Космос-Золото": "Самым главным для нас является наличие надежного партнера в новом городе, с правильным пониманием бизнеса класса люкс, - говорит она. Иногда мы, держа высокую планку качества, меняли региональных партнеров. Например, в этом году нам пришлось закрыть бутик в Ростове-на-Дону. В следующем году мы вернемся в Ростов с новым партнером и большим форматом".

Ценовая политика, ассортимент и сервис

Среди потребителей бытует мнение, что цены в региональных бутиках существенно ниже, чем в столичных. Мол, в Москве стоимость аналогичного товара выше, так как в нее закладывают более высокие издержки по арендной плате за бутик и по заработной плате продавцам. А в провинции и аренда, и труд продавцов дешевле – соответственно, и цены ниже. Однако, как признаются сами компании, ценовая политика везде одинакова. "Мы стараемся поддерживать единые стандарты во всех точках продаж, насколько это возможно, поскольку украшения и часы зачастую существуют в единственном экземпляре, - комментирует Мария Гулина, PR-менеджер Van Cleef & Arpels и A.Lange & Sohne. Ей вторит региональный директор "Космос-Золота" Ольга Андреева. "Мы работаем по системе рекомендованных розничных цен, которые едины для всех торговых точек - как в столицах, так и по всей России". В единой ценовой политике заверяет и коммерческий директор бутиков LeCadeau Сергей Комаров: "Во Владивостоке и в Москве в бутиках LeCadeau на одну и ту же вещь цена не отличается". Получается, что заявления о разнице в ценах столичных и провинциальных бутиков не более чем миф! Такой же, как и миф о морально устаревших коллекциях, которыми пополняют ассортимент бутиков в регионах. "Коллекции попадают в регионы практически одновременно или с очень небольшой задержкой, поскольку региональные клиенты так же ездят на выставки и заказывают новые коллекции. Каждый партнер делает свой заказ самостоятельно, с учетом предпочтений и особенностей рынка своего региона, и это никогда ни в коем случае не прошлогодние коллекции, нераспроданные в Москве и Питере", - заверяют в Космос-Золоте. Такая же политика неразделения на региональные и столичные бутики и у LeCadeau. Как заявляет коммерческий директор компании Сергей Комаров, "может отличаться линейка марок, представленных в бутиках, но никак не "свежесть" коллекций". Однако в вопросе об ассортименте есть ряд оговорок. Например, не всегда имеется возможность представить всю линейку марок в региональном бутике банально из-за его маленькой площади. Зачастую товар не попадает на прилавок просто потому, что ему там не хватило места! Из-за нехватки в регионах торговых площадей соответствующего класса есть разница во внутренней организации магазинов. К примеру, в Москве бутики LeCadeau по подбору ассортимента имеют направления LeCadeau Gifts & Acessories – магазины, ориентированные на мужчин, и LeCadeau Jewellery – для прекрасного пола. Эти направления часто выделены в отдельные, рядом стоящие бутики. В регионах такого разделения нет, и все марки представлены в одном бутике. Что же касается сервиса высокого уровня, то у нас в России с ним, к сожалению, вообще исторически не сложилось. Конечно, в бутиках luxury-класса стараются держать соответствующую планку в обслуживании. Однако, как замечает Сергей Комаров, "часто приходится наблюдать картину, когда клиент оставляет в бутике престижной и уважаемой марки миллионы рублей, а ему не могут предложить элементарную чашечку кофе и место для отдыха. Тем более не приходится говорить о послепродажном сопровождении клиента". А ведь качество сервиса становится и в России важнейшим фактором покупательского предпочтения. Поэтому здесь нашим бутикам, в особенности региональным, есть к чему стремиться.

Перспективы развития

И все же региональный рынок для luxury-бизнеса остается привлекательным и приоритетным направлением развития. В ближайшие годы эксперты прогнозируют дальнейшее расширение географии этого рынка. Интерес к сфере люкс у жителей крупных городов растет, а с ним растет и интерес к провинции у ритейлеров. Перспективными считают российские регионы в "Космос-Золоте" и Richmont. Глобальная стратегия развития сети "Консул" на ближайший период предполагает запуск магазинов в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Волгограде, Новороссийске и Ростове-на-Дону. У LeCadeau на 2008 год запланировано открытие бутиков в Новосибирске, Казани, Уфе и Волгограде. В ближайшие годы компания планирует закрепиться в десяти российских городах. В некоторых откроются вторые и третьи бутики, так как для большого города одного бутика часто бывает недостаточно. Получается, у luxury-бизнеса в российских регионах большое будущее.

ДНИ в Telegram