Вся правда о допинге

Фото: GLOBAL LOOK press/Normann Hochheimer/CHROMORANGE
Запад уже не знает, с какого бока подобраться к России. Экономические санкции на Москву не действуют, "международной изоляции", как ни старались, не получилось. Решили перекрыть кислород спортсменам из России. Внезапно выяснилось, что российские участники международных соревнований буквально накачаны допингом. Да еще такими препаратами, которых больше никто в мире не употребляет, – мельдонием, например. Теперь грозятся Россию на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро не пустить.

Дело в том, что профессиональный спорт без медикаментов давно уже нельзя представить. И речь не о лечении полученных травм или восстановлении после трудных соревнований. Нагрузок, которым подвергают организм представители "спорта высоких достижений" во время тренировок и турниров, не выдержит без последствий ни один обычный человек. Да, они супермены. Люди, которые сознательно идут на "форсаж" всех способностей своего тела, чтобы остальные увидели, на что способен "венец природы". И дается им это дорогой ценой. Так что препараты, поддерживающие работоспособность органов, помогающие их восстановлению после экстремальных нагрузок, – повседневная необходимость. И чем быстрее развивалась фармакология, чем качественнее становились препараты, тем выше были достижения. Кстати, нетрудно проследить динамику результатов в разных видах спорта за последние лет 30. К примеру, в беге на 500 метров на коньках рекорд мира удалось улучшить с 38 секунд в 1972 году (Хассе Берьес, Швеция) до 33,98 секунды в 2015-м (Павел Кулижников, Россия). В прыжках в высоту со времени начала фиксации рекордов в 1912 году и до 1993-го планка поднялась на 45 сантиметров – с 2 метров до 2,45. В прыжках в длину у мужчин атлеты стали улетать дальше почти на два метра. Конечно, это можно отнести и на счет улучшившихся условий жизни, физических кондиций и новых техник подготовки спортсменов. Но без фармакологии такого драматичного улучшения результатов не было бы. Сегодня, по данным специалистов, спортсмены вплотную подошли к пределу физиологических возможностей организма. При этом необходимость применения медикаментов диктуется не только неполноценностью продуктов питания или необходимостью восстановления. Следует учесть и приспособление организма к тяжелым физическим и психоэмоциональным нагрузкам, переездам в иные климатические условия и часовые пояса. С другой стороны, как отмечают медики, уровень заболеваемости спортсменов, количество увечий и даже смертей в спорте (в основном в результате применения допингов) нарастает лавинообразно – несмотря на все запрещения и ужесточения санкций.
На сегодняшний день запрещены к использованию как в период состязаний, так и во время тренировок, следующие группы препаратов. Во-первых, это анаболические стероиды (в народе их называют анаболиками) – в основном помогают наращивать мышечную массу. Куча побочных эффектов, особенно в итоге длительного приема. Во-вторых, пептидные гормоны (пептиды). Гормон роста, инсулин и эритропоэтин запрещены, поскольку помогают спортсменам нарастить мышцы и уменьшить жировой слой, увеличить выработку эритроцитов. В-третьих, мочегонные средства – диуретики. Их принимают для быстрого уменьшения веса, кроме того, они помогают выводить из организма другие запрещенные препараты и таким образом скрывать их применение. В-четвертых, это бета-2-агонисты, которые увеличивают объем мышц и способствуют их восстановлению. Препараты, запрещенные к употреблению только непосредственно во время соревнований, – это обезболивающие средства (например, метадон, морфин, фентанил). Применяются для уменьшения чувствительности к болевым ощущениям, а также – как стимулирующие вещества. В первую очередь препараты этой группы действуют на центральную нервную систему. В то же время многие стимуляторы входят в состав противопростудных и противовирусных лекарственных средств – и многие спортсмены попали в черный список WADA, всего лишь проглотив таблетку от насморка. Нельзя принимать и глюкокортикостероиды, которые обеспечивают прилив сил и снимают боль. Но есть, оказывается, и "естественный" допинг. Уже несколько десятилетий тренеры используют в женском спорте влюбленность своих подопечных. Романтический настрой у девушек вызывает ощутимый прилив сил. Еще более значительный прирост результатов у женщин был зафиксирован после хорошего секса. Но самым сильным допингом оказалась беременность. Как выяснилось, на ранних сроках в женском организме вырабатывается вещество под названием хорионический гонадотропин человека, которое действует как гормон роста, то есть значительно улучшает физическое состояние женщины. Более того, во время беременности усиливается циркуляция крови, повышается уровень андрогенов и гормонов, увеличивается дыхательный объем и легочная вентиляция, накапливается белок. Все это удивительным образом отвечает потребностям тех видов спорта, достижения в которых зависят в первую очередь от аэробной выносливости, то есть бега, плавания, равнинных лыж, гребли. И, надо сказать, этим обстоятельством наставники спортивных дарований бессовестно пользовались довольно долгое время. Еще недавно почти на каждом крупном соревновании в списках участниц можно было найти девушек в интересном положении. Беременными участвовали в Олимпийских играх в Турине немецкая скелетонистка Диана Сартор и российская лыжница Лариса Куркина, а шведка Анна-Карин Олофссон – в чемпионате мира 2008 года по биатлону.
В последние десятилетия в спорте получил широкое распространение так называемый кровяной допинг. Забор у спортсмена собственной крови с ее последующим введением в организм или инъекция донорской крови через три-четыре недели приводит к увеличению максимального потребления кислорода (другими словами – работоспособности) на 8-10%. Повышение уровня гемоглобина и улучшение транспорта кислорода под влиянием такого кровяного допинга способствует существенному повышению выносливости. Особенно высока результативность кровяного допинга в лыжных гонках, беге на длинные дистанции. На протяжении ряда лет этот метод был практически легальным средством повышения работоспособности спортсменов, и многие спортивные победы и рекорды были результатом применения кровяного допинга. После введения в 1987 году МОКом запрета на применение кровяного допинга эта проблема стоит особенно остро, поскольку надежного способа его обнаружения не разработано. Вдобавок в спорте получили распространение официально разрешенные в медицине гормональные средства, способствующие повышению гемоглобина и применяемые при лечении анемии. Особо популярен стал эритропоэтин (ЭПО). В 1980-1990 годы многочисленные рекорды и яркие победы на Олимпийских играх и чемпионатах мира были добыты именно благодаря использованию ЭПО. Признание эритропоэтина допингом и запрет на его применение в 2000 году проблемы не сняли – появились препараты аналогичного действия, не запрещенные МОКом. Вот в 2016-м дело дошло до мельдония, который применяли в основном российские спортсмены. Аналоги этого средства в западных странах WADA не тронуло. Теперь борьба антидопинговых агентств с фармакологами превращается в ширму для политических игр, где спорт уходит на второй план.

Шоу-бизнес в Telegram