"Тут всего вперемешку. Что напрягает в первую очередь? То, что один и тот же препарат найден у спортсменов из таких разных видов спорта за каких-то полтора (!) дня. И у людей сторонних, неглубоко погруженных в ситуацию, может сложиться превратное ощущение: это еще одно убедительнейшее доказательство того, что весь российский спорт сидит на допинге", – сообщил Саприн. "Но тут – сразу вопросы. Первый: а можно ли считать допингом милдронат? С одной стороны, да – если его внесли в список запрещенных препаратов. Тем более, что в прошлом году, когда составлялся список, российская сторона никак этому не воспрепятствовала. И вот это как раз история о спортивной политике – в которой мы, зная, что у нас все поголовно принимают этот препарат (вполне легально до 01.01.16), проигрываем по всем фронтам", – отметил комментатор. "Общий фон – тем более, что сейчас попались сплошь знаменитые спортсмены, – еще более негативный, чем даже три дня назад, что очень невыгодно сейчас, накануне принятия решения об участии в Рио российских легкоатлетов. Поэтому важно не сидеть сложа руки, а пытаться доказать две вещи: 1) что милдронат – это лекарство, которое никак нельзя считать допингом. По таким-то и таким-то причинам; это лучше сформулируют фармацевты или разработчики – тот же отец милдроната, латвиец Ивар Калвиньш; 2) научно доказать, что сроки вывода этого лекарства из организма действительно могут достигать 120 дней (как это установили французы). А если так, то присутствие этого препарата в организмах наших спортсменов именно сейчас, до конца апреля, вполне объяснимо – и, возможно, их даже удастся оправдать. Основные надежды здесь – на Шарапову и ее адвокатов: уж ее-то, лицо не только российского, но и мирового спорта, услышат обязательно", – уверен Саприн. Как писали Дни.Ру, семеро российских спортсменов были уличены в применении мельдония. Препарат был включен в список запрещенных Всемирным антидопинговым агентством (WADA) 1 января 2016 года. В начале февраля допинг-проба велосипедиста "Катюши" Эдуарда Ворганова дала положительный результат. 7 марта теннисистка Мария Шарапова объявила, что в ее пробе, взятой во время Открытого чемпионата Австралии – 2016, был обнаружен мельдоний. На следующий день стало известно еще о трех аналогичных случаях – у конькобежца Павла Кулижникова, шорт-трекиста Семена Елистратова, волейболиста Александра Маркина. А лидеры сборной России по фигурному катанию в танцах на льду, олимпийские чемпионы – 2014 в командном турнире, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, пропустят предстоящий чемпионат мира в США из-за положительной допинг-пробы партнерши. Седьмая допинг-проба с содержанием мельдония оказалась у российской шорт-трекистки Екатерины Константиновой.
Фото: GLOBAL LOOK press\Sergey Galayko
Мельдоний, который обрек карьеру Марии Шараповой на провал, в СССР использовался в военных целях. Советские солдаты употребляли препарат для сохранения концентрации в стрессовых условиях. Это пояснил западным СМИ ставший в одночасье популярным создатель мельдония Ивар Калвиньш. Опрошенные Днями.Ру эксперты считают, что ситуацию с последним допинг-скандалом еще можно исправить.
Мел
ьдоний запрещен в США, однако в России и Восточной Европе его активно используют при лечении сердечных и других хронических заболеваний. Изначально разработанный в Латвии в разгар холодной войны препарат был предназначен для военных целей, его применяли и во время войны в Афганистане.
Разработанный по заказу правительства СССР милдронат позволял справиться с недостаточным снабжением сердечной мышцы кислородом. Так препарат, произведенный в советской лаборатории в ограниченном количестве, стал частью ежедневного рациона советских солдат, рассказал изданию The Washington Post создатель милдроната Ивар Калвиньш. Уличенная в его употреблении Мария Шарапова объяснила, что принимала мельдоний из-за наследственной предрасположенности к диабету и низкого уровня магния.
Вообще допинговый скандал с участием спортсменов из России удивляет странными совпадениями. Возникают и вопросы к российским спортивным функционерам. В то же время выправить ситуацию еще можно, заметил в интервью Дням.Ру спортивный комментатор телеканала "Евроспорт" и радиостанций "Маяк" и "Вести ФМ" Николай Саприн.
Разработанный в Латвии в разгар холодной войны препарат был предназначен для военных целей, его применяли и во время войны в Афганистане