На Олимпийских играх – будь то Пекин или Афины, всегда жесткий допинг-контроль. Контролеры буквально ходят по пятам за спортсменами, заставляя их по нескольку раз в день сдавать кровь и мочу на анализ. Если все чисто – ты можешь стать олимпийским чемпионом.
Но это вовсе не означает, что до конца жизни победитель может спать спокойно. Ни в коем случае: ведь через много лет, когда воспоминания о трудностях и лишениях сотрутся и останется лишь чистая радость победы,
хранившуюся до сих пор пробу могут достать и проверить заново – с учетом продвинувшейся вперед фармакологии. И тогда полетят медали с шей…
Именно так, по сути, случилось с известнейшей легкоатлеткой из США
Мэрион Джонс. На Олимпийских играх в Сиднее она выиграла три золотых и две бронзовых медали, блестяще пройдя допинг-контроль. Но затем ее сдал собственный тренер – бывший муж, который оказался замешанным в скандале фармакологической компании "БАЛКО". По его словам, Джонс все время употребляла стероиды, которые было сложно обнаружить с помощью антидопинговых тестов. После длинного разбирательства с лжесвидетельствами и добровольным признанием
легенда легкой атлетики на шесть месяцев отправилась за решетку. Все медали, выигранные восемь лет назад, у нее отобрали.
"В легкой атлетике есть такое правило: если ты пойман, то отвечай за свой поступок, если у тебя все чисто – ты невиновен, - сказала
Дням.Ру олимпийская чемпионка по прыжкам в длину, серебряный призер Пекина в тройном прыжке
Татьяна Лебедева. – В скандале с Джонс все пошло наперекосяк, именно это мне так не нравится. Ведь она же сдавала в свое время контроль, она его прошла! Я считаю, что старое нечего ворошить.
Если ее не поймали тогда, значит, медали принадлежат ей".
Этот вопрос тревожит многих сегодняшних атлетов. Сейчас спорт шагнул в такие дебри политики и рекордов, что своими силами обойтись спортсмен уже не может. Просто – не может. "Об этом сейчас даже говорить смешно, - заявила Татьяна Лебедева. – Самый талантливый спортсмен не продержится дольше нескольких лет, если он будет только своими силами обходиться. Главное – хорошее восстановление после нагрузок. Это способна сделать только медицина, потому что организм уже не справляется.
Задача спортсмена – сделать огромную работу в сжатые сроки, а задача фармакологии – помочь ему это преодолеть".
Не все препараты безвредны для организма и не все могут расслабить мышцы, не увеличивая их каким-нибудь запрещенным способом. Не будешь опираться на фармакологию – будешь плестись в конце. Вопрос только в том, не будут ли считаться такие препараты легальными через 8 лет.
А ведь
именно столько собираются хранить допинг-пробы, взятые в Пекине. И в 2014 году они все будут проверены вновь – для верности. Тесты будут храниться в замороженном виде до тех пор, пока не появятся новые методики выявления допинга в организме спортсменов.
Известно, что сам Китай далеко шагнул в фармакологии. Например, по действующим правилам, положительные допинг-тесты хранятся в лабораториях 90 дней, отрицательные - лишь месяц.
Для проведения тестов в Пекине открылась крупнейшая в мире допинг-лаборатория, в которой работают 100 специалистов из 10 стран мира, сообщает РИА
"Новости". "Мы ожидаем, что положительными окажутся от 30 до 40 допинг-тестов, - заявил президент Международного олимпийского комитета
Жак Рогге перед Играми. – В Афинах мы провели 3500 тестов и получили 26 положительных проб. Здесь, в Пекине, мы проведем 4500 тестов".
Поэтому чемпионам придется очень внимательно относиться к своему организму и к тому, что они принимают. Пусть даже сегодня они – лучшие, но через восемь лет они могут оказаться втянутыми в скандал, который поставит крест на их карьере. И долгожданная олимпийская медаль станет дамокловым мечом, ежедневно висящим над головой. Поневоле возникает вопрос – стоит ли она таких жертв?