Решение Всемирного Совета FIA стало одним из самых суровых за всю историю "Формулы-1". Команда
McLaren не только заплатит штраф (который, впрочем, ей удалось уменьшить со 100 миллионов до 31), но и лишится всех очков в Кубке конструкторов. Однако этот штраф можно назвать довольно справедливым, если посмотреть на ситуацию с разных сторон.
На самом деле "шпионское дело" можно оценивать, как допинг-скандал в лыжном спорте или велоспорте. Как известно, этот самый допинг используют почти все, а вот попадаются те, кому не повезло. И вот
McLaren просто-напросто не повезло.
Мир "больших гонок" – прежде всего мир больших денег. Огромных инвестиций, доходов от рекламы, заоблачных зарплат главных инженеров. Которые им платят не только за новые разработки, но и за удачные предположения, чем напичканы машины конкурентов.
Их болиды всегда заслуживают внимания, даже если какие-то их особенности сложно изучить, повторить или протестировать. Во время слушания было доказано, что тест-пилот команды McLaren
Педро де ла Роса получал секретные (и весьма подробные) сведения о машине конкурентов от главного конструктора команды
Майкла Кофлэна, а тот, в свою очередь – от
Найджела Степни, технического сотрудника
Ferrari.
Однако, по словам всех привлеченных к делу, информация об особенностях машины конкурента не пошла дальше де ла Росы, поскольку и он, и несколько инженеров сочли ее совершенно неважной.
Поверить в это может только тот, кто вообще не задумался о том, документы какого рода попали в руки McLaren. Огромный 780-страничный труд о технических особенностях машины непримиримых соперников, плюс многочисленные тонкости ее настройки. Решение о работе с такой информацией не принимается единолично тест-пилотом конюшни, как это пытался представить на суде де ла Роса. Очевидно, что он эту информацию передал кому следует. И также очевидно, что получивший ее не мог выбросить ее в мусорную корзину, как, опять же, представители команды заявили на суде.
Несмотря на такие нестыковки, Всемирный Совет FIA смог вынести решение. Оно состоит в том, что McLaren обвиняется в хранении чужих секретов – за это лишается очков и денег, но использование этих секретов не доказано. А как бы можно было это доказать, если разработок существует множество и сказать точно, какая из них послужила отправной точкой для создания финального варианта, очень сложно?
Как бы то ни было, прецедент создан, и игнорировать его FIA не могла. McLaren пришлось наказать, хотя абсолютно ясно, что они просто попались – в отличие от других. Но не наказывать в этой ситуации было нельзя.
А вот дисквалификация грозила бы "попавшейся" команде настоящим бесчестьем. Кто знает, не случилось бы чего с акциями компании Mercedes, не говоря уже о самой команде...
Также положительный момент – неприкосновенность гонщиков.
Фернано Алонсо и Льюис Хэмилтон остались при своих очках. Их наказывать не за что, даже если они были в курсе дела. Но они не инженеры и не механики. Не руководство. Их дело – крутить баранку, а сплетничать всякий волен.
И теперь их соперничество, вполне возможно, выйдет на новый уровень. Ведь на команду больше играть не надо….