Двенадцать лет со дня смерти Формулы-1

Его называли "волшебником" и "человеком дождя". Трехкратный чемпион мира в автогонках Формулы-1 Айртон Сенна да Силва умел на трассе практически все. Единственное, что ему было не под силу, - смириться с поражением. Впервые внимание гоночной элиты Айртон привлек к себе в 1984 году, когда во время Гран При Монако ему на слабеньком Toleman удалось навести панику на более титулованных и именитых пилотов. Под проливным дождем Сенна преследовал лидировавшего Проста, отыгрывал у него по 7 секунд на круге и даже смог обойти его, но произошло это лишь после того, как гонку в целях безопасности остановили. Айртону не хватило одного круга, чтобы одержать сенсационную победу. На своем первом в карьере подиуме Гран При он плакал.

Первая победа пришла к бразильцу уже в следующем году, когда он перебрался в более перспективный с точки зрения карьерного роста Lotus. И, разумеется, это опять было под дождем, когда в португальском Эшториле Сенна с самого старта не дал усомниться в своем преимуществе, ни разу не уступив лидерство.

За три года, проведенных в Lotus, "волшебник" смог одержать лишь шесть побед в Гран При. Ему же хотелось большего. И в 1988 году Рон Деннис пригласил Айртона в McLaren в напарники к двукратному на тот момент Алену Просту. "Адский дуэт", как прозвали двух суперчемпионов журналисты, тотально доминировал на трассах Больших Призов. Шутка ли, из 16 этапов чемпионата 1988 года они смогли одержать победу в 15, лишь раз отдав главный приз соперникам, увлекшись борьбой друг с другом. Финал чемпионата того года пришелся на Гран При Японии. Тот из двоих, кто побеждал в гонке, становился чемпионом мира независимо от итогов последнего этапа. Сенна, завоевав первое место на старте, вошел в первый поворот лишь 14-м из-за технических неполадок. К финишу он пришел первым, обогнав всех своих соперников в жесткой, но честной борьбе.

В коллекции Сенны было еще два чемпионских титула – в 1990 и 1991 году. Оба были завоеваны в борьбе с Простом. В жарких противостояниях, временами выходящих за рамки как правил, так и джентльменской борьбы. Борьбы от ножа, когда каждый ждал лишь одного исхода соперничества – победы.

В 1992 году Ален Прост предпочел годичный отпуск выступлению за Ferrari. Команда из Маранелло переживала откровенный спад, как, собственно говоря, и McLaren Сенны и Денниса. Через год француз вернулся в Большие Призы, сев за руль лучшей машины чемпионата – Williams. И бразилец вновь поймал вдохновение. Присутствие на трассе старого соперника как будто придавало двигателю его машины дополнительные лошадиные силы.

В Донингтоне Айртон стартовал с четвертого места. В первый поворот он вошел пятым. И к концу первого круга смог обогнать оппонентов и оторваться от них на пару секунд – целую вечность в этом виде спорта. Такого дебютного круга не знал ни один автодром. Сенна попросту растоптал всех оппонентов, одержав одну из самых красивых побед в своей жизни. В тот день в английском графстве Линкольншир шел дождь..

Айртону всегда требовалась техника, на которой он мог бы добиться главной цели – стать лучшим в мире. Сенна предложил Фрэнку Уильямсу выступать за его команду бесплатно. В ответ на это Прост заявил об окончании карьеры в Формуле-1. И в напарниках у бразильца в Williams оказался Дэмон Хилл, добротный гонщик, проигрывавший трехкратному чемпиону целый круг во время первого этапа чемпионата 1994 года. А машина уже заметно уступала конкурентам. Михаэль Шумахер за рулем Benetton смог заставить великого гонщика потерять контроль над болидом в тщетных попытках догнать оппонента.

#{more}Второй Гран При того чемпионата Сенна также начал с поул-позишн. На сей раз он был выбит с трассы уже в первом повороте. Третий же этап чемпионата, Гран При Сан-Марино, приходился на 1 мая. На 7 круге гонки Williams Айртона Сенны в левом повороте Tamburello, который проходится с полностью открытым газом, пропахал гравийную целину и разбился о бетонный отбойник. Спасти волшебника не удалось...

С гибелью Сенны закончилось время великих чемпионов. Ныне гонщики предпочитают не бороться до последнего метра дистанции за победу в гонке, а спокойно докатывать круги до финиша – ведь так выгоднее вести борьбу в чемпионате. И сладкий вкус победы, знакомый ранее лишь гениальным романтикам, ныне превратился лишь в дежурные очки, необходимые с точки зрения тактико-стратегических размышлений. Видимо, в последнее время над черным асфальтом гоночных трасс проливается слишком мало капель дождя..

Материал подготовлен Алексеем Милкиным и Михаилом Соколовым

ДНИ в Telegram