Председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов в своем выступлении заострил внимание парламентариев и членов правительства на проблемах, с которыми сталкивается в настоящее время отечественная система образования. В частности, депутат усомнился, что поставленная президентом задача ликвидировать к 2025 году вторую смену будет решена. В качестве одной из главных проблем Никонов выделил и обеспечение школ высокоскоростным интернетом.
Посетовал законодатель также и на недостаточность освоения инвестиций в образовательной отрасли. Глава профильного комитета нижней палаты озвучил неутешительные данные, согласно которым в текущем году было использовано лишь 8% средств, выделенных на строительство яслей.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал сложившуюся ситуацию печальной. "Мы можем говорить о национальном проекте, о задачах, которые необходимо решать в будущем, но если только реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведет", – заявил спикер Госдумы.
Обращаясь к коллегам-депутатам, председатель нижней палаты призвал их учитывать роль педагога в системе школьного образования. Володин с сожалением отметил, что такой важный вопрос как повышение престижа профессии учителя не был затронут в ходе правительственного часа.
Кроме того, он указал на недопустимость практики, когда один учитель преподает несколько предметов. Председатель нижней палаты поинтересовался у главы Минпроса о количестве вакансий в школах и спросил ее о том, сколько педагогов преподают несколько дисциплин одновременно.
"Что касается процентного соотношения, то у нас вакансий по всей стране чуть меньше 1%, у нас входящих учителей непосредственно каждый день в класс – 1,5 миллиона человек", – ответила министр. Однако данные по учителям-межпредметникам она предоставить не смогла, пообещав сделать это позднее.
Парламентарии также раскритиковали Минпросвещения за то, что в ходе правительственного часа не была предоставлена информация о реальном уровне распределения вакансий учителей в городах и на селе, о количестве учителей пенсионного возраста, а также о количестве учителей, которые совмещают преподавание нескольких дисциплин. Все эти данные необходимы для реального положения дел в школьном образовании.
В ходе обсуждения доклада министра просвещения законодатели задавали ей интересующие их вопросы и указывали на ряд проблем в системе образования. Так, депутат от "Единой России" Алена Аршинова говорила о необходимости повышения статуса учителя.
В частности, парламентарий указала министру просвещения на по-прежнему низкую заработную плату учителя. "Многие педагоги работают на две ставки, получают низкую зарплату и завалены отчетностью", – посетовала Аршинова.
Проблему бюрократизации школы затронул и член фракции КПРФ Олег Смолин. Он поинтересовался у министра просвещения, какие меры предпринимаются для улучшения создавшейся ситуации. Васильева не стала углубляться в подробности, ответив лишь, что работа в этом направлении продолжается.
Вопросы к деятельности Министерства просвещения были и у других членов нижней палаты. Так, парламентарии просили Васильеву рассказать о работе с трудными подростками, о качестве питания в образовательных учреждениях, обеспечения безопасности школ и многих других аспектах.
К сожалению, министр не смогла четко ответить ни на один из поставленных парламентариями вопросов, ограничившись лишь общими, мало что значащими формулировками.