Коты и дым мешают работе московского метро

Фото: GLOBAL LOOK press/Aleksandr Schemlyaev
Пассажирам серой ветки московского метро утром 16 сентября было не до шуток. Люди опаздывали на работу, на самолеты и поезда. Поезда, как обычно говорится в официальных сообщениях, "следовали с увеличенным интервалом" – на станции "Цветной бульвар" возникло задымление под одним из вагонов. Кажется, в последнее время подобные случаи становятся все более частыми. Что происходит со столичной подземкой, попытались выяснить Дни.Ру.

Официальный Twitter Московского метрополитена уже в восемь часов утра сообщил, что движение по Серпуховско-Тимирязевской линии восстановлено. Правда, пассажирам от этого легче не стало: гневных комментариев под этим постом было хоть отбавляй. Людей, вынужденных толпиться на переполненных станциях и протискиваться в набитые вагоны, понять можно.

Как сообщили СМИ, причиной задымления могли стать заклинившие тормозные колодки вагона. Очевидцы сообщали, что по станции "Цветной бульвар" распространился дым и запах гари. Однако возгорания удалось избежать. Сообщения об инцидентах такого рода появляются по несколько раз в неделю – задымление, технические сбои, падение пассажиров на рельсы. И это при том, что метрополитен столицы развивается, как никогда: за последние шесть лет его протяженность увеличилась на 93 километра. Как раз 16 сентября открылись сразу три новые станции: "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская" Люблинско-Дмитровской линии.

Некоторые специалисты считают, что как раз увеличившаяся протяженность веток – одна из причин участившихся неполадок в столичной подземке. После ввода в строй новых станций пересадочные узлы существующих линий работают в режиме предельных перегрузок. Упоминают эксперты и такие факторы, как изношенность инфраструктуры, недостаточная квалификация и дисциплина персонала. Сами же работники метрополитена жалуются на кадровый голод: хронически не хватает машинистов и дежурных по станциям.

Фото: GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev

В то же время, отмечают эксперты, число нештатных ситуаций в московском метро, по сути, остается неизменным. И говорить о серьезном ухудшении состояния инфраструктуры подземки неправильно. "Любая техника, которая работает сутки напролет, подвергается интенсивному старению. Но Московский метрополитен систематически обновляет техническую базу, производит замену подвижного состава и электрических систем, различного оборудования. В последние годы скорость этих замен, напротив, значительно возросла", – подчеркивает эксперт межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Владимир Свириденков. Более того, по словам специалиста, сбои в московском метро устраняются быстрее, чем в подземках других мировых столиц, а их количество не так велико, как может показаться на первый взгляд.

Просто сегодня СМИ уделяют этой проблеме больше внимания. Что совсем не удивляет: сегодня корреспондентом становится любой оказавшийся в центре событий житель города, а информация попадает в соцсети моментально. И даже из метро – благодаря бесплатной сети Wi-Fi и работающей на многих перегонах мобильной связи. При нынешнем уровне развития и системе работы медиа, отслеживающих интересы пользователей Twitter, Facebook или "ВКонтакте", неудивительно, что поднятая парой тысяч таких корреспондентов тема становится "топовой". Играет роль, конечно, и тот факт, что проблема касается большинства москвичей – никто не хочет оказаться в "метропробке".

Фото: GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda

Отдельный разговор – о реакции руководства метрополитена на неприятные инциденты. Надо отметить, что оно научилось оперативно "устранять последствия". В частности, при задержке движения об этом тут же сообщается через эсэмэс и на интернет-портале метро. Кроме того, пассажирам предоставляется возможность воспользоваться бесплатным наземным транспортом.

Судя по статистике, больше всего сбоев приходится на осень и зиму. Что легко объяснимо: народ возвращается из отпусков и с дач, зимой на метро пересаживаются многие автолюбители, нагрузка возрастает. "Чемпионом" по сбоям стал январь 2014 года. Так, 13-го числа кто-то отпраздновал старый Новый год, подбросив в токоприемник на Сокольнической линии мишуру. Итог – задымление в вагоне, движение прервано на 10 минут. 15 января пассажиров напугал неприятный запах на перегоне между станциями "Площадь Революции" и "Театральная". Информацию о задымлении в пресс-службе не подтвердили: по их данным, в метро просто проводилась обкатка новых вагонов. 20 января сломался состав на станции "Баррикадная", на Таганско-Краснопресненской линии скопилось огромное количество пассажиров. А 22-го на Замоскворецкой линии строительная свая пробила тоннель на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Коломенская", движение поездов по ветке было остановлено. И еще пара-тройка происшествий помельче.

Фото: GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky

Из недавних случаев – пожар на Таганско-Краснопресненской линии 8 июля 2016 года. Горело помещение в здании ремонтного депо, рядом со станцией "Выхино". По данным МЧС, загорелось восемь погонных метров кабеля и 100 квадратных метров помещения. Участок фиолетовой ветки пришлось обесточить. Были закрыты шесть станций метро – "Котельники", "Жулебино", "Лермонтовский проспект", "Выхино", "Рязанский проспект", "Кузьминки".

Зачастую останавливать движение приходится из-за того, что на рельсах оказываются люди. 27 июля пассажир упал на рельсы на станции "Октябрьское поле". Движение остановили, на автобусных остановках и на станции "Сокол" скопилась толпа. 18 августа поезд насмерть сбил мужчину, упавшего на пути на станции "Марьино". Из-за инцидента пришлось ограничить движение поездов от "Зябликово" до "Люблино". 8 сентября пьяный пассажир упал на рельсы на станции метро "Кропоткинская" Сокольнической линии.

Бывают и курьезные случаи. На станции "Красные ворота" с 10 по 14 сентября шла спасательная операция. Пассажирка заметила на рельсах котенка. Пушистый комок никак не могли поднять на перрон: метро – режимный объект, и даже МЧС без особого разрешения туда не пускают. В конце концов сотрудники метрополитена на свой страх и риск вытащили рыжего героя – ночью, когда отключают контактный рельс. И это не единичный случай: месяцем раньше котенка сняли с рельсов на станции "Университет".

Фото: GLOBAL LOOK press/Franz Morin

Но вернемся к главной проблеме московского метро – загруженности. Аналитики уверены, что продленная салатовая ветка (об открытии новых станций мы писали выше) не только позволит жителям пяти крупных районов быстро добираться до работы – она разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию, которая работает на пределе в часы пик. А в целом нагрузку с "усталой" столичной подземки должно снять Московское центральное кольцо – поезда по нему пошли 10 сентября.  

Шоу-бизнес в Telegram