Что изменилось к лучшему в российской школе

Фото: GLOBAL LOOK press/Irina Motina
Российская система образования переживает подъем: продолжается работа по формированию справедливой системы оплаты труда педагогов, дебюрократизации нагрузки на учителей, совершенствуется процедура ЕГЭ, школа будет доступной и качественной. С таким мнением выступила директор общеобразовательной автономной некоммерческой организации "Школа "Наследник", член Общественной палаты Любовь Духанина.

Духанина подчеркнула, что с приходом нового министра образования непрерывные реформы уступили место поступательному развитию. "С назначением Ольги Васильевой укрепился важный тренд кадровой политики, когда на ответственные посты в социальной сфере приходят люди с большим профессиональным и личным опытом", – заявила педагог.

Она рассказала, что по-прежнему одним из наиболее актуальных вопросов отрасли остается уровень зарплаты учителей. "Несколько лет назад уровень заработной платы был таков, что президент был вынужден специальным указом привязать показатель заработной платы педагогов к средней по региону", – напомнила Духанина. Регионы смогли достичь таких показателей и теперь пытаются их удержать.

Вместе с тем работа по обеспечению справедливого и прозрачного принципа оплаты труда еще не завершена. "Должна быть достойная базовая часть и понятная система стимулирования. Для этого нужны критерии, позволяющие дать максимально объективную оценку труда каждого учителя. Важно учитывать специфику региона, особенности конкретных школ, но подход должен быть общий", – уточнила член Общественной палаты.

Еще одна задача, которую необходимо решить как можно скорее, – сокращение бюрократических процедур. "Излишняя отчетность, навязчивый и ненужный контроль – все это отвлекает от учебного процесса всех его участников, а не только школьную администрацию и учителей", – считает Духанина. Впрочем, в Минобрнауки уже откликнулись на просьбы педагогов и даже подготовили законопроект, который должен уменьшить объемы школьной отчетности, уточнила директор школы, заверив, что работа будет продолжена. В частности, по ее мнению, необходимо исправить методические рекомендации по документообороту в школах, отказаться от дублирования электронных журналов успеваемости и ввести мораторий на проверки в учебных заведениях, к которым у комиссий не возникло замечаний.

Как признала Духанина, чувствительной темой для образования продолжает оставаться ЕГЭ. "Я убеждена, что система единого госэксзамена должна продолжать совершенствоваться, об этом сказала и министр образования, вступая в должность, – напомнила член Общественной палаты. – Определенные изменения намечены уже на этот год. Например, будут сняты тестовые задания с готовыми ответами по физике, химии и биологии. Девятиклассники будут сдавать не два, а четыре экзамена – два обязательных и два по выбору учащегося".

Важной темой также является повышение доступности школ, в том числе физической. При этом Духанина указала, что в рамках принятой недавно госпрограммы строительства новых учебных заведений в течение ближайших четырех лет в России появится более тысячи новых зданий. "Согласно поручениям президента, к 2025 году все школьники в России должны учиться в одну смену, а занятия не должны проходить в зданиях с износом 50% и выше", – сообщила педагог.

На повышение доступности и качества образования направлено и развитие технологий онлайн-обучения, подчеркнула Духанина. "Система онлайн-образования и современные технологии позволяют серьезно расширить возможности учебных заведений. Студенты могут использовать образовательные практики и обучаться интересующим их предметам в университетах других регионов и даже стран", – отметила она.

ДНИ в Telegram