Что ждет классическое образование

Фото: GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov
Несмотря на практически повсеместное внедрение современного образования, в России еще остается достаточное число сторонников классической школы, которая была развита до 1917 года. Сейчас классическое образование предпочитают в основном интеллигенты с глубокими, дореволюционными корнями.

Что такое классическое образование? В современном российском обществе найдется не так много людей, кто сможет с ходу ответить на этот вопрос. Большинство обывателей лишь удивленно вскинут брови или поморщат лоб, силясь дать определение. А ведь 100 лет назад в России попросту не существовало иных видов школы, была только одна – та, которую сейчас и называют классической.

"Классическое образование – школа развития. Оно противостоит утилитарной школе, претендующей на обучение тому, что пригодится для жизни, – рассказал Дням.Ру руководитель магистратуры "История и культура античности" Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин. – Исходя из анализа деятельности ребенка на занятиях, оно признало наиболее пригодными для своих целей три предмета: древнегреческий, латинский язык и математику".

Фото: GLOBAL LOOK press/Viktor Pogontsev

Современное российское общество лишено серьезной традиции, она прервалась после революции 1917 года. Вместе со сменой власти пошел уклон в сторону утилитарной школы, первая ступень которой доступна даже необразованному человеку.

В настоящее время, отметил Любжин, спрос на классическое образование невелик. Не предвидится и значительный рост интереса к нему в обозримой перспективе.

"Соответственно и семья, выбирающая его для своего ребенка, скорее всего, будет относиться к интеллигенции с дореволюционными корнями (либо испытывать влияние людей этого круга), с добавлением некоторого количества чудаков", – считает ученый.

В условиях рынка, как известно, спрос рождает предложение. Поэтому в современной России распространение классического образования незначительно. Так, в Петербурге, по словам Алексея Любжина, есть классическая гимназия №610 с значительным количеством уроков по древним языкам. "В Москве школ с такими программами нет, но есть примерно десяток учебных заведений, где эти языки (преимущественно латынь) играют заметную роль, – рассказал он. – За пределами столиц такие школы встречаются, но очень редко".

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha

Что касается сферы высшего образования, то здесь распространение классического образования также невелико: лишь две немноголюдных кафедры в Москве, одна в Петербурге и одна в Петрозаводске. "Древние языки преподаются и на кафедрах древней истории (их значительно больше, чем чисто филологических), – отметил ученый, – Все остальное к классическому образованию отношения не имеет".

Использовать классическую модель для исправления ситуации и необходимо, и невозможно, констатировал Алексей Любжин.

"С одной стороны, этому препятствует недостаток кадров, с другой – низкий уровень понимания образовательной проблематики как в обществе, так и среди принимающих решения", – сказал он.

По мнению ученого, роль школ развития сейчас играют преимущественно математические школы. "Однако не в рамках личной судьбы ученика, а в рамках образовательной системы они дают однобокое развитие", – заключил он. Классическое образование основано на изучении древних языков и литературы. Оно противопоставляется современной школе, направленной на усвоение точных и естественных наук.

Шоу-бизнес в Telegram