Распределение богатств
Земля на Дальнем Востоке довольно дешевая: гектар на берегу моря может обойтись всего в 40-60 тысяч рублей. Однако возможность, предусмотренная программой, в чем-то более удобна. Например, оформление земли обещают сделать быстрым, а выбирать участок вообще можно будет через интернет. Однако есть пятилетнее обязательство что-нибудь с этой землей сделать. Только если гектар до 2021 года начнет "работать", его позволят оформить в собственность или аренду.
Для состоявшихся и даже начинающих предпринимателей "Дальневосточный гектар" – это возможность лет через пять по дешевке скупить много земли у новоиспеченных владельцев. Но главная ценность программы заключается в том, что о бизнесе задумались даже те, кто никогда не проявлял инициативы. С другой стороны, следует понимать, что на участках не будет никакой инфраструктуры. Для решения этой проблемы будущих арендаторов призывают объединяться. "Единственное, что сейчас можно с уверенностью утверждать, так это то, что эффективное освоение земельных участков возможно только в том случае, если собственники будут с самого начала объединяться в группы для коллективной обработки земли площадью порядка 200-300 гектаров. Тогда в значительной степени проще станет процесс развития ее инфраструктуры, в том числе инженерной", – заявил дальневосточному изданию Eastrussia генеральный директор ЗАО "Международный центр развития регионов" Игорь Меламед.
Взаимное выживание
Вот здесь-то и кроется не лежащая на поверхности идея "Дальневосточного гектара". Немалое количество участков находится на границе России с КНР. Объединение собственников в кластеры обеспечит хорошую защиту, ведь люди охотнее обороняют принадлежащую им территорию. Возникает
вопрос: зачем нам защищаться от союзника? Китай нужен России как важный рынок сбыта, Россия Китаю – как площадка для переноса части индустрии, источник пищи и воды. Но это только с одной стороны...
В 2015 году в средствах массовой информации произошел интересный эпизод. Отклик аудитории нашла новость о том, что власти планируют сдать Поднебесной в аренду на 49 лет немалую порцию земли в Забайкальском крае. Поддерживавшее политику поворота на Восток население взбунтовалось – слыхано ли, родную землю продают! Власти поспешили успокоить граждан статистикой: в Забайкалье не обрабатывается 800 тысяч гектаров, в аренду сдают 115 тысяч. И так никто эту землю окультуривать не хочет. Не поняли читатели и того нюанса, что земля сдавалась отечественной компании с китайским капиталом.
Защита границ
Однако волнения частично оправданны. В современном мире лучше быть параноиком, чем остаться с разбитым корытом. Факт остается фактом: экологическая ситуация в КНР крайне негативная, смягчение ограничения на одного ребенка в семье ведет к увеличению населения, рост экономики замедляется. Вывод один: стране нужно срочно расширяться. Необходимо больше еды и воды, требуются новые крупные рынки и рабочие места. От стремительной экспансии Китая могут уберечь лишь взаимовыгодные соглашения и аккуратная политика защиты национальных границ.
Программа "Дальневосточный гектар" – одна из манифестаций последнего. Нельзя точно сказать, прислушались ли в Кремле к мнению граждан или наперед проработали все планы, но консолидация бизнесменов на юге является подобием запасной стратегии. А то, что в первую очередь будут разобраны южные земли, сомнений не вызывает. "В условиях недостаточно развитой инфраструктуры на Дальнем Востоке относительно нормальной ее плотностью характеризуются только южные субъекты макрорегиона. Соответственно, именно здесь будут пользоваться наибольшим спросом земельные участки у граждан", – рассказала Eastrussia директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ "ВШЭ" Ирина Ильина.
В заключение добавим, что это не первая подобная программа в истории России. Попытки освоить Сибирь уже предпринимались – достаточно вспомнить планы Петра Столыпина по переселению крестьян из европейской части страны. Главным отличием "Дальневосточного гектара" от проекта царских времен является то, что переезд на полученный участок необязателен.