Эксперт раскритиковал реформу суда КГИ

Фото: GLOBAL LOOK press
Идеи по реформированию судов, предложенные Комитетом гражданских инициатив, не встретили понимания в экспертном сообществе. Некоторые положения реформы были ими раскритикованы – например, ликвидация кадровой комиссии при президенте или привлечение адвокатов на место судей.

Положения предложенной КГИ реформы подробно прокомментировал в эфире телеканала РБК заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора МГУ Леонид Головко. Так, он выразил сомнение в жизнеспособности идеи увеличения количества адвокатов и правозащитников, которые могли бы занять судейские посты.

По словам эксперта, логично, что большинство судей – это те, кто начал работать в судейском корпусе и видит свою миссию именно в том, чтобы развиваться в рамках судебного сообщества. "Даже если нам это не нравится и мы хотим, чтобы наши звезды адвокатуры устремились в суд, – но они не устремляются. Нельзя принудительно, по разнарядке, заставить идти в судьи представителей других профессий", – указал он.

Головко считает, что проблема не в том, что никто не привлекает или кто-то блокирует адвокатов или профессоров права, а "просто нет желающих, такова реальность".

Также эксперт объяснил, что будет значить убрать из системы назначения судей кадровую комиссию при президенте (с точки зрения предлагающих эту меру, это может решить проблему зависимости судей от председателей судов и органов государственной власти).

"Выполнять свою функцию по назначению судей без такого рода комиссии президент не может технически", – указал он.

Головко объяснил, что кадровая комиссия при президенте играет важную роль: главе государства при назначении судей необходимы сведения, что они "не только по формальным, но и по репутационным качествам достойны того, чтобы президент их назначил. Для этого в рамках его администрации и существует эта кадровая комиссия". Перед этим назначением будущие судьи проходят все необходимые процедуры в квалификационных коллегиях судей, судейское сообщество выдвигает представителей, сдавших экзамен, а затем президент как гарант конституции их назначает.

Участие в комиссии представителей силовых ведомств объясняется тем, что не всегда пригодность или непригодность судьи можно определить по формальным критериям, таким как образование.

"Есть репутационные моменты в самом широком смысле, – объяснил Леонид Головко. – Естественно, в любой стране необходимы некоторые полицейские данные, которые позволяют сказать, что вот этот – ставленник организованной преступности, а вот этот замешан в коррупции. Все это могут сделать только представители соответствующих ведомств, поэтому их присутствие совершенно оправданно".

По его словам, "убрать комиссию – это значит превратить президента в чисто церемониальную фигуру при назначении судьи".

Ранее Комитет гражданских инициатив опубликовал справку по результатам экспертного опроса о проблемах судебной системы и предложениях по ее реформированию.

ДНИ в Telegram