Агрессивная реклама "чудодейственных" пищевых добавок для России – дело не новое. Первая реклама БАДов появилась еще 100 лет назад, когда пищевые добавки активно покупали все желающие набрать вес. Воротилы бизнеса пищевых добавок работают по одной и той же схеме не один десяток лет, и эта схема пока не дает сбоев.
"Находится где-то известное народное средство или несколько растительных средств в ливневых лесах Амазонки, в горах Тибета и других местах. И это народное растительное средство помогает вылечить те или иные заболевания, похудеть, оздоровиться. Это средство запускается в стандартное производство, разрабатывается рекламная стратегия. А дальше работает технология сетевого маркетинга, где активные, агрессивные продажи позволяют за большую цену продать по сути безвредную капсулу или таблетку, себестоимость которой копеечная", – рассказывает врач-диетолог Андрей Бобровский.
По его словам, эта технология не дает сбоя уже на протяжении десятков лет. Главное регулярно менять названия и, может быть, компоненты. Что и делается каждый три – четыре года, когда на рынок выводится новый препарат, и люди бросаются его покупать. Во многих странах существуют те или иные законодательные ограничения. В России же самое эффективное ограничение ввели в 2009 году законом "О рекламе", в котором запретили демонстрировать результаты излечения. Определенные ограничения на распространение БАДов это наложило. Но маркетологи, говорит эксперт, используют все возможные лазейки в законах и продолжают их продажи в аптеках.
Хорошо, если их прием пройдет для пациента бесследно. А вот что делать, если добавки нанесут вред? "Сейчас к врачам люди приходят уже "оБАДенные", они уже все попили-поели, и мы вынуждены бороться с последствиями. То есть, врач не назначает лечение, а борется с тем, что пациент сам наделал. Особенно на людей влияют СМИ, в том числе телевизионные программы, где учат принимать все эти добавки", – негодует врач Лариса Алексеева.
"Пациентам с тяжелыми заболеваниями печени никогда не поможет "Гепатрин", а пациентам с сердечной недостаточностью никогда не поможет "Атероклефит" (оба препарата производит "Эвалар" – прим. Ред.). Сахар такие средства тоже не снизят, то же самое касается активатора роста волос. Бороться с этим мы не можем, на это поставлены большие деньги", – добавляет врач.
Кстати, компания "Эвалар", про которую говорит Алексеева, не раз оказывалась в центре скандала как раз по причине небезопасности выпускаемых биодобавок. Так, в 2013 году региональные управления Роспотребнадзора нашли в продукции "Эвалара" "неразрешенное ионизирующее облучение", в результате чего целая партия этих таблеток была снята с продажи. Кроме того, компанию не раз критиковали за отсутствие сведений о качественных доказательствах эффективности продукции, представление в рекламе БАДов, как лекарственных средств, отсутствие сведений о количествах действующего вещества в продукции и другие.
"Некоторые БАДы содержат действующего вещества столько же, сколько в препарате, зарегистрированном как лекарственное средство, – отмечает, в свою очередь врач-эндокринолог, диетолог Наталья Фадеева. – При этом разрешение на продажу БАДов получить гораздо легче, чем на лекарственные препараты. Мне кажется, что рекламы БАДов быть не должно, как и рекламы лекарственных средств, все-таки это биологически активная добавка, которую тоже должен рекомендовать врач, исходя из результатов обследования".