Напомним, что, согласно заключению психиатра, беседовавшего с Бобокуловой после преступления, в момент убийства женщина находилась в состоянии острого психоза. Также известно, что приступ у няни был далеко не первый. На протяжении 15 лет она страдает одним из самых тяжелых психических расстройств – шизофренией.
Закономерно встает вопрос о том, как тяжело больной человек, который не смог позаботиться о собственных троих детях, устроился на работу няней к чужому ребенку, нуждающемуся в тщательном уходе? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в нашей низкой психологической культуре.
Дело в том что психика человека устроена довольно необычно. То, что кажется нам слишком страшным, темным и непонятным, мы начинаем активно отрицать и делать вид, что этого не существует, тем самым защищая себя от потрясений. Так же и с психически больными. Они живут среди нас, мы знаем, что существуют психиатрические больницы, но все это настолько нам непонятно и неприятно, что мы стараемся либо игнорировать таких людей, либо как-то рационально объяснить их поведение. Нам намного проще принять то, что у человека стресс, решить, что он наркоман или алкоголик, чем допустить мысль о том, что он болен шизофренией.
Именно из-за такого отношения родственники душевнобольных – часто по многу лет – терпят их причуды и приступы агрессии, но не решаются обратиться к врачу. Да и объяснения всегда находятся: "избаловали в детстве", "тяжелый характер"... Таким же образом мы воспринимаем и своих знакомых, которые в какой-то момент повели себя неадекватно. Именно из-за низкой психологической культуры мы возмущаемся тем, что на суде Бобокулова вовсе не раскаивается и не рвет на себе волосы от горя, а, напротив, улыбается, машет и с удовольствием фотографируется.
А между тем шизофренический психоз – грубый надлом психики, который иногда отбрасывает личность далеко назад в развитии, а порой и вовсе уничтожает в ней все человеческое. В психиатрии эти необратимые изменения называют шизофреническим дефектом. После каждого пережитого психоза личность человека все более блекнет. Он становится эмоционально черствым, неадекватным, некритичным и закрытым для окружающих. И поэтому можно предположить, что Бобокулова улыбается из-за дефекта психики, а вовсе не потому, что она рада совершенному убийству. Да, ей не жалко девочку, потому что из-за болезни эта женщина полностью лишена и чувства сострадания, и вины. А кроме того, няня – дама с явными истероидными (демонстративными) чертами, чудовищно искаженными болезнью. Ей не просто нравится работать на камеру – она сделала все для того, чтобы ее преступление привлекло к ее персоне как можно больше внимания. Безусловно, это никоим образом не оправдывает жестокость Бобокуловой и тем более не снимает с нее ответственность за ужасное преступление.
Стоит отметить, что развитие психоза часто можно предугадать, если внимательнее присматриваться к поведению своих близких и пытаться здраво его оценить. Так, существует несколько маркеров надвигающегося приступа.
За несколько дней или недель до часа икс у человека может появиться бессонница, необоснованная тревога, раздражительность, могут путаться мысли (что отражается на речи) либо он становится непривычно замкнутым, погружается в свои переживания. Такие состояния часто остаются без внимания или же их принимают за пресловутые стресс и усталость. А между тем чем скорее мы осознаем и примем тот факт, что психическая болезнь существует и развивается по своим особенным законам, тем больше у нас шансов спасти и себя, и окружающих от возможной опасности.