Видео доморощенные "тарантины" выложили в соцсети – видимо, желая показать всему миру свою "крутость" (ну и с подтекстом: "так будет с каждым, кто против нас").Нашлись, конечно, и те, кто оценил мастерство авторов. Однако вывод большинства зрителей оказался для них неутешительным: банальная "дедовщина" и неоправданная ничем жестокость. Итог "карсунской операции" – Оксана на реабилитации у психолога, три подружки-карательницы под следствием по статье "побои" (которая может быть переквалифицирована на "истязание"). К сожалению, это далеко не единичный случай подростковой агрессии за последние годы. По данным Научного центра психического здоровья РАН, "дедовщина" с побоями стала повседневностью в 40% российских школ. Одна из причин этого явления, по мнению экспертов – то, что общество недостаточно активно осуждает такие случаи. О природе возросшей в последние годы агрессии у детей и подростков говорилось много. Причины называются самые разные. Не последнее место отводят психологи и педагоги чрезмерному увлечению компьютерными играми. Юноши и девушки, погруженные в мир различных "стрелялок" с их жестокостью и безнаказанностью, перестают понимать, где заканчивается игра, начинают переносить виртуальные законы в реальную жизнь. И все же, это скорее следствие, а не причина. Следствие положения дел в семье и в школе, призванных прививать ребенку "разумное, доброе, вечное". Возвращаясь к случаю в Ульяновской области, для начала зададимся вопросом: как могло случиться, что студенты (при том, что часть из них – несовершеннолетние), оказались предоставлены сами себе? На сайте Карсунского техникума, в разделе "Основные направления работы общежития", есть пункт: обеспечение безопасного проживания. И кто должен был обеспечивать безопасность и следить за "детишками"? Ночная дежурная (а по некоторым данным – уборщица), которую сразу после инцидента уволили? Директор техникума внятного ответа на вопрос дать не может. Хотя, наверное, должны были педагоги вовремя разглядеть группировку "дедов" в женском обличье в стенах своего заведения.
Что же касается семьи, то тут положение еще серьезнее, уверена директор Института демографической безопасности, известный детский психолог Ирина Медведева. Одной из основных проблем Медведева считает появление в России ювенальной юстиции, скопированной, фактически, с западных аналогичных систем. В итоге дети едва ли не в начальных классах узнают о своих "правах" – по любому поводу пожаловаться на родителей в соответствующие инстанции. Так что объяснить ребенку, что, кроме прав, у него есть и обязанности, становится все труднее – ведь его отношения с родителями предлагается строить на принципах "партнерства". Дополнить эту картину должен и закон "О профилактике насилия в семье", который пока рассматривается. Казалось бы, чего плохого может быть в таком законе? Вот что говорится в обращении по этому поводу на сайте Медведевой: "Особую тревогу вызывает то, что данный законопроект распространяется и на детско-родительские отношения. Законопроект позволяет признавать противоправными любые действия родителей, направленные на воспитание своих детей (запреты, ограничения, наказания, критику, замечания, привлечение к труду и т.п.). При первом же сигнале о таком "насилии" детей предлагается помещать в "безопасное место" (т.е. в приюты), а в отношении родителей составлять "защитное предписание" – документ, запрещающий им приближаться к "жертве" и нарушать еe "права". Ну и какой родитель после этого осмелится сделать своему ребенку замечание?.. Психологи отмечают: рост детской и подростковой жестокости, к сожалению, закономерен. Навязанное российскому обществу "равенство детей и их родителей" приводит к тому, что ребята оказываются без жизненно необходимого им патронажа взрослых. И эта ноша оказывается для подрастающего поколения непосильна и губительна. Результаты налицо: криминализация, алкоголь, наркотики, подростковый суицид. Как отмечает правозащитник Роман Юшков, жестокость подростков обусловлена тем, что все перечисленные меры "ослабили сдерживающий воспитательный пресс на столь сильное у многих детей инстинктивное начало. Нам кажется, что отпущенные на свободу дети будут быстрее взрослеть. Но психологи говорят, что происходит всё с точностью до наоборот: инфантильность консервируется, социализация пробуксовывает". Картина неприглядная. К сожалению, подтверждение ей – многочисленные случаи, подобные "карсунскому инциденту". В 2012 году 14-летнюю Настю Гилевскую из Владивостока жестоко избили сверстницы. Камера запечатлела, как Настю били головой о кирпичную стену, таскали за волосы, а когда девочка упала на землю, продолжали пинать ее ногами. В 2014 году группа подростков в Нижнем Новгороде избила старушку – безо всякого повода, для самоутверждения. Тоже засняли свои геройства на видео и выложили в сеть. Январь прошлого года – очередной "хит" интернета: одноклассницы зверски избили школьницу из Бурятии, проломив ей голову. И это далеко не весь список. Как исправлять ситуацию? Единого рецепта, наверное, нет ни у кого. Но недаром в последнее время так много говорится (и на самом высоком уровне) о традиционных ценностях, в том числе и семейных. К ним Россия, после некоторого сдвига в конце прошлого века, уверенно возвращается. Что же касается "пропаганды" агрессии (в виде роликов в интернете), то, наверное, следовало бы для начала ввести ответственность для "операторов" и распространителей. А педагогам об инцидентах узнавать не из сети, а в процессе своей работы – интересуясь, чем живут подопечные.