Ошибки в учебниках просят исправить

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha
Комиссия Общественной палаты России в рамках реализации проекта "Народная экспертиза учебников" обнаружила множество неточностей в школьных учебных пособиях, которые требуют оперативного исправления. Речь идет не только о фактических ошибках в цифрах и фактах, но и о сомнительном содержании некоторых книг.

Книги, которые получают на руки учащиеся современной школы, перед этим проходят несколько этапов проверки. Тем не менее, внимательные родители и ученики все равно сталкиваются с ошибками и сомнительным содержанием некоторых учебников. Комиссия Общественной палаты России по развитию науки и образования в рамках проекта "Народная экспертиза учебников" собрала их жалобы, после чего обратилась в Министерство образования и науки с просьбой усовершенствовать механизм экспертизы учебников.

Оказалось, что в современных учебниках можно почерпнуть массу сомнительных фактов. Например, что Марко Поло, если верить написанным в них годам жизни, отправился в свое знаменитое путешествие уже после смерти. Таблица умножения в учебнике для третьего класса содержит фактические ошибки, а в пособии по биологии подписи под изображениями самцов и самок дождевых червей перепутаны.

Кроме фактических ошибок родители школьников жаловались в Общественную палату и на сомнительное содержание некоторых учебных пособий, передают "Известия". Так, во втором классе детям предлагают прочитать рассказ "Машинка для приготовления историй". По сюжету отец покупает сыну приспособление, которое само делает домашнее задание, расплатившись за приобретение мозгами ребенка. После этого мужчина был вынужден держать сына в клетке, чтобы тот не попытался упорхнуть в окно как птичка. В финале оказалось, что это было всего лишь сюрреалистическим сном, однако возраст читателя не всегда позволит в полной мере осознать педагогический смысл произведения.

Сочли неподходящими по возрасту и задания для четвероклассников ознакомиться с работами Пабло Пикассо "Плачущая женщина" и Эдварда Мунка "Крик". Также оказалось, что не оценили родители и педагоги поэзию Овсея Дриза, Ефима Чеповецкого и Артура Гиваргизова. В частности, преподаватель лицея НИУ ВШЭ, кандидат философских наук Ольга Брюханова выразила возмущение "низкопробными подборками текстов, их примитивным содержанием и низким уровнем оформления учебного материала", предлагаемого Министерством образования и науки.

На всю Россию прогремел скандал с учебником по обществознанию для восьмого класса, авторы которого предложили считать, что люди с тяжелыми психическими заболеваниями не являются личностями. На этот учебник также жаловались в Общественную палату. Сложившаяся ситуация, уверены общественники, демонстрирует, что система проверка должна быть улучшена.

"Несмотря на то что учебники проходят многоуровневую экспертную проверку, мы будем настаивать на усовершенствовании механизмов их экспертизы. Считаем, что Министерство образования должно разработать дополнительный механизм наподобие нашей "Народной экспертизы", который позволит свежим взглядом посмотреть на учебники, по которым занимаются наши дети. Если столь серьезные ошибки все-таки встречаются, значит, в существующем механизме есть пробелы", – рассказал член комиссии Общественной палаты России по развитию науки и образования, руководитель проекта "Народная экспертиза учебников" Роман Дощинский.

ДНИ в Telegram