Россияне приспособились к кризису

Фото: GLOBAL LOOK press/Andreas Bastian
Социологи выяснили, что жители страны адаптировались жизни в непростых экономических условиях. Согласно данным опроса, снижается процент россиян, запасающихся продуктами впрок, также сокращается и число тех, кто меняет рубли на валюту или продают свои ценности и имущество.

Анализ ситуации в стране, проведенный социологами, показал, что в начале 2015 года граждане делали больше "резких движений", пытаясь приспособиться к кризису. Однако к декабрю эта активность упала. Так, если в январе продукты впрок закупали 39% россиян, то в декабре – лишь 32%. Также за год население страны стало реже переводить рубли в валюту (9% и 13% соответственно) и продавать ценное имущество или личные вещи (15% против 11%).

В то же время, около трети граждан (в январе этот показатель был на уровне 21%) признались, что дольше полугода покупают менее дорогие продукты или отказываются от ряда товаров и услуг. При этом, растет доля тех, кто не запасается продуктами впрок – с 56% до 64%, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

При этом треть респондентов признались, что готовятся выращивать больше овощей и фруктов на дачах. Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода. Около четверти россиян тратят на повседневные расходы свою "подушку безопасности", а доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год выросла с 66% до 73%. 24% периодически занимают в долг у знакомых, 20% принимают безвозмездную помощь от близких и столько же берут кредит в банке. Самые непопулярные меры борьбы с кризисом – валютные накопления (9%) и продажа ценного имущества (5%).

Глава отдела мониторинговых исследований ВЦИОМа Олег Чернозуб, комментируя исследование, отметил, что важнейшим проявлением кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары, предприятия не могут продать произведенное, следуют увольнения работников или задержки зарплат – спрос сокращается еще больше, отметил эксперт.

"В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМа рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширяться", – заявил "Известиям" социолог.

Шоу-бизнес в Telegram