С момента крушения пассажирского Boeing в воздушном пространстве Украины прошло больше года, а международное расследование так и дало четкого ответа, что стало причиной катастрофы. При этом многие факты и вещественные доказательства скрываются от широкой общественности, а предложения помощи сторонних специалистов игнорируются.
Желающим докопаться до истины приходится довольствоваться обрывочной информацией и анализировать имеющиеся в распоряжении сведения. Независимый технический эксперт Юрий Антипов придерживается версии о том, что самолет был уничтожен взрывом изнутри.
Ее косвенно подтверждают опубликованные данные черных ящиков. "Полное обнуление в одной временной точке всех приборов", – цитирует LifeNews эксперта. Получается, бортовые самописцы одновременно потеряли связь со всеми системами, будто кто-то перерезал провода. Практика показывает, что после попадания ракеты устройства какое-то время еще фиксируют изменения состояние самолета и переговоры экипажа.
Еще один фактор в пользу версии – расположение обломков лайнера. "На схеме разлета обломков на земле видно, что от точки, где самолет еще существовал невредимым, часть обломков оказалась гораздо левее, а что самое важное – сзади", – отметил Антипов. Если бы взрыв пришелся с внешней стороны, фрагменты самолета по инерции продолжили бы полет вместе с основной частью борта.
Международные специалисты не проявили большой заинтересованности в проверке всех версий. "По международным нормам все, кто выезжает на крушение самолетов, обязаны взять взрывотехническую экспертизу на предмет возможного поражения самолета изнутри. Пожалуй, это единственная экспертиза, которая не была сделана", – заметил Антипов.
Эти предположения могли бы стать очередной экзотической версией, которую большинство не восприняло бы всерьез, не окажись в распоряжении других заинтересованных экспертов запись переговоров пилота Су-27 с офицером пункта боевого управления. Как видно, украинские ВВС проявляли повышенный интерес к летевшему Boeing.
Фрагмент расшифровки:
Офицер: 730-й, цель наблюдаешь?
Летчик: Наблюдаю, слева на траверзе, выше.
Летчик: Большой, правильно?
Офицер: Да!
Летчик: 730-й! Не понял, повтори!
Офицер: Цель большая, правильно.
...
Офицер: 730-й, близко не подходи!
Летчик: Да вижу, понял, отойду. 730-й! Сопровождаю...
Офицер: 730-й, вас понял, до команды.
...
Летчик: На большом вспышка! 730-й, наблюдаю вспышку!
Офицер: 730-й, не понял, повтори.
Летчик: На большом вспышка... взрыв!
Офицер: Ракета?
Летчик: Нет, не видел посторонних. Возможно, взрыв на борту.
Офицер: 730-й, взрыв на борту? С земли? Подтвердите!
Летчик: Нет, попадания не видел. Он сам взорвался!
Эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Сергей Соколов получил запись разговора еще в 2014 году, но не публиковал, пока не убедился в подлинности. "Мы понимали, что если будем иметь дело с Гаагой или международным расследованием, потребуется непосредственно источник, именно поэтому выкупили у сотрудников СБУ бобину с проволокой на которую записаны эти разговоры", – подчеркнул он.
Приобретение обошлось исследовательскому центру в 250 тысяч долларов. Отдать такие деньги специалисты решились, убедившись в том, что источник заслуживает доверия, а пленка – подлинная. Особенности переговоров, используемые термины, время выполнения полученных команд проанализировали военные летчики и не нашли никаких несоответствий. Склеек, монтажа и наложения дополнительных звуков также не обнаружено.
Возможно, пилот истребителя, ведущий наблюдение за MH17, просто не заметил приближения ракеты, поэтому и посчитал, что взрыв произошел изнутри. Тем не менее факт наличия подобной пленки означает, что украинские военные внимательно следили за передвижениями пассажирского Boeing и ожидали, что с ним что-то произойдет.
Однако международные эксперты не слишком сильно интересуются результатами подобных экспертиз. По всей видимости, больший интерес у них вызывает возможность созыва трибунала, который будет основываться на секретных сведениях.
Совет Безопасности ООН 29 июля обсудит идею формирования международного трибунала по произошедшей в воздушном пространстве Украины авиакатастрофе. При этом западных политиков не смущает, что расследование обстоятельств трагедии не завершено, а в деле остается больше вопросов чем ответов.
Напомним, 17 июля 2014 года в Донецкой области разбился Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Борт следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. В результате авиакатастрофы погибли все 298 человек, находившихся на борту.