Кризисное схлопывание рынка особенно остро ощутил глянец, в первую очередь – специализированные издания. В марте приказал долго жить журнал "Автомобили и цены", в июне объявил о ликвидации российской версии один из старейших IT-журналов ComputerBild. На грани закрытия находится еще одно нишевое издание – журнал "Медиа Маг", распространявший основную часть тиража в сети немецкого ритейлера Media Markt (входит в группу Metro AG).
Партнерский проект с сетью магазинов бытовой техники существовал с 2011 года, и был крупнейшим в своем классе – он издавался тиражом 200 тысяч экземпляров, что сопоставимо с лидерами рынка (к примеру, журналом MAXIM). В этом году "Медиа Маг" (сокращение от Media Magazine) успел выйти два раза. А недавно всю его редакцию уволили в полном составе, сообщили Дням.ру бывшие сотрудники журнала. По их словам, к лету они подготовили и сверстали очередной номер, который так и не был напечатан.
Издатель "Медиа Мага" Илья Лобов подтвердил, что журнал действительно находится в непростой ситуации. По его словам, ему пришлось уволить всю редакцию, а последний номер издания не вышел, потому что на счетах компании не нашлось средств для закупки бумаги и оплаты услуг типографии. Однако причиной такого положения стал вовсе не кризис на рынке медиа и рекламы, а нарушение партнерских соглашений со стороны Media Markt, утверждает он. В марте 2015 Media Markt, нарушив предварительные обязательства, в одностороннем порядке заморозила платежи своему партнеру.
Изначально договоренности с немецкой сетью предусматривали совместное развитие журнала. Но у одной из самых крупных сетей не находилось на это ни средств, ни ресурса. Лобов сам занимался сбором рекламы и продвижением, выплачивая ритейлеру ежегодный, растущий год от года, ретро-бонус, а Media Markt выкупал весь тираж издания и распространял его в своих магазинах. С распространением тоже было немало проблем, поэтому российская сторона вынуждена была за свой счет контролировать выкладку и мерчандайзинг во всей федеральной сети. Но в ноябре прошлого года руководство розничной сети в одностороннем порядке решило изменить условия, запретив журналу привлекать рекламу от крупнейших вендоров.
"Мне сказали, что теперь они сами будут продавать рекламу в журнале крупнейшим производителям техники – по более высокой цене", – рассказал Лобов. Подобное решение больно ударило по бюджету издания – за полгода партнеры из Media Markt привели в журнал всего двух рекламодателей, тогда как обычно "Медиа Маг" успевал заключить за такой период 15 контрактов.
На этом фоне представители ритейлера справедливо объявили журнал убыточным. Однако крайним в этой ситуации оказался Лобов – ему рекомендовали снизить издательские издержки за счет сокращения 40% редакции, а потом и вовсе потребовали 31 миллион рублей в виде ретро-бонуса за 2014 год и инвестиций в журнал. В противном случае представители Media Markt угрожали разорвать партнерство.
Несмотря на разгар кризиса, издатель "Медиа Мага" средства изыскал и требования партнеров исполнил. Однако в результате журнал оказался на грани банкротства и не смог отдать в печать очередной номер. Но менеджеры ритейлера продолжили диктовать условия и требуют от Лобова безвозмездно передать им все права на бренд и контент журнала. "Больше всего это похоже на рейдерский захват", – констатирует он, добавляя, что в последнюю очередь ожидал такого поведения от европейских компаньонов.
Почему же глобальная корпорация вдруг обратила всю свою мощь на то, чтобы разорить издательство своего же малого партнера? Резкую перемену в политике ритейлера издатель "Медиа Мага" связывает с новым операционным директором Media Markt в России – Патриком ван дер Линденом из голландского подразделения компании. Тот был переведен в российский офис вскоре после провала в Китае, когда немецкая сеть не смогла закрепиться на местном рынке и в итоге ушла с него. Тогда же ритейлер объявил о намерении расширить сеть в России вчетверо, открыв 200 магазинов до конца 2015 года.
"Тираж предполагалось значительно увеличить, рекламные сборы должны были ощутимо вырасти. На этой волне я и выкупил доли у партнеров и начал активные самостоятельные инвестиции", – рассказал Лобов. Однако этим планам не суждено было сбыться.
В первые месяцы сотрудничество журнала с Патриком ван дер Линденом шло в том же русле, что и с его немецким предшественником. Однако потом отношения начали планомерно портиться.
“Мои переговоры с менеджментом Media Markt были всегда довольно сложными, поскольку они всегда стремились к эффективности и рентабельности для своей компании, но для меня было очевидно, что несмотря на довольно жесткий характер переговоров, они были честными и справедливыми", – поясняет издатель "Медиа Мага". Но с появлением нового операционного директора о переговорах и справедливости условий пришлось позабыть, указывает он.
"В начале года Media Markt подтвердил финансовые условия сотрудничества на 2015 год, а спустя всего две недели отозвал его, попросив считать недействительным, – рассказывает Лобов. – Потом, на фоне кризиса мы договорились с ними о рассрочке платежа по ретро-бонусу. Они согласились, а потом снова передумали и предъявили к оплате 31 миллион. Немцы так не делали никогда, зато при ван дер Линдене подобные резкие маневры стали в порядке вещей".
В настоящее время руководители Media Markt, в том числе и сам ван дер Линден, под различными предлогами отказывается встречаться с издателем и обсуждать возникшие проблемы журнала. В то же время на сайте Media Markt были незаконно опубликованы несколько статей из "Медиа Мага" под вымышленными именами авторов – несмотря на то, что журнал и авторские права на все его материалы все еще принадлежат российскому партнеру и запрет на использование контента без разрешения редакции неоднократно обсуждался. Факт прямого нарушения авторских прав налицо.
Отчаявшись найти компромисс, Лобов и его юристы начали готовить документы для подачи исков в суд на бывших партнеров – причем не только в российской, но и международной юрисдикции. Однако это – крайняя мера, подчеркивает издатель "Медиа Мага" и все еще надеется найти компромиссное решение проблемы.
"Конечно, мне бы не хотелось, чтобы эта история закончилась в суде полным разрывом. В конце концов, в этот уникальный проект я вложил немало времени, сил и собственных средств, и будет жаль похоронить его подобным образом", – говорит Лобов. По его словам, он бы предпочел урегулировать это дело без судебных тяжб, однако в отсутствие какого-либо диалога или хотя бы контактов с верховным менеджментом Media Markt в России у него просто не остается другого выхода.
Дни.ру обратились в пресс-службу российского Media Markt с просьбой прояснить ситуацию вокруг партнерского проекта "Медиа Маг". Вице-президент ритейлера по маркетингу Александр Федосов сообщил, что компании ничего не известно о роспуске редакции журнала.
"Журнал "Медиа Маг" действительно закупался у подрядчика, который поставлял печатную версию журнала. В настоящее время закупки печатной версии журнала больше не осуществляются, поскольку усилия Media Markt направлены на развитие собственного контента с фокусом на диджитал", – пояснил он.