По совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет до половины их дохода (в развивающихся странах этот показатель составляет 22%, в России – 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы – 35% (в развивающихся странах – 61%, в России – 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов – 17% (в развивающихся странах – 17%, в России – 73%).
Лидерами по относительным объемам государственного финансирования в негосударственных НКО является Западная Европа, Канада, Израиль – 54%. В Восточной Европе этот показатель несколько ниже – 42%, затем следуют англосаксонские страны – 36%, Скандинавия – 35%, развитые страны Азии – 34%, Латинская Америка – 19%. Это усредненные цифры. В таких странах, как Франция и Бельгия государственное финансирование составляет подавляющую долю доходов НКО (Франция – 60%, Бельгия – 76%), свидетельствуют данные The Boston Consulting Group.
Государственное финансирование некоммерческих организаций за рубежом
ФРАНЦИЯ
Во Франции государственное финансирование является основным источником доходов НКО. Центральное место в регулировании правительственного финансирования НКО во Франции отводится ряду циркуляров. Основная часть государственного финансирования предоставляется на покрытие расходов по функциональной или программной деятельности. Франция создала единую форму подачи заявки для всех типов предоставления правительственного финансирования (за исключением правительственного финансирования НКО в инвестиционных целях). После подачи первой же заявки, будет заведен постоянный файл на данного заявителя, так, чтобы в будущем тому же заявителю не пришлось подавать те же базовые данные о себе снова
США
В США к государственным источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов и программ. Основными механизмами являются отчисления федерального правительства на развитие некоммерческой сферы через правительства отдельных штатов и местные органы власти, а также специальные внебюджетные фонды, а также наделение некоммерческих организаций льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. С 1980-х годов в США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию программ и проектов в некоммерческой сфере. Выделяются два вида совместного финансирования: долевые субсидии (выделяются только при условии софинансирования проекта) и возвратные субсидии (когда государство выделяет средства только в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленные деньги, то есть, по факту это – беспроцентный государственный кредит).
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании в мае 2006 года при правительстве был создан "Департамент третьего сектора" (The Office of the Third Sector – OTS), через который идет обеспечение господдержки и создания благоприятных условий для некоммерческих организаций. Департамент "Третьего сектора" оказывает финансовую помощь в профессиональной подготовке специалистов для различных организаций, оказывающих социальные услуги. Для оптимизации процессов финансирования и улучшения организационного взаимодействия принято решение о формировании трехлетнего бюджета финансовой поддержки. Стратегическое партнерство является долговременным сотрудничеством государства с наиболее авторитетными общественными организациями, в целях поддержки и развития социального предпринимательства. Госфинансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые общественные мероприятия социальной направленности, организовывать тематические конференции и осуществить исследования, результаты которых станут весомым аргументом в пользу совершенствования политики правительства в отношении третьего сектора. В 2006 году департаментом OTS были разработаны условия предоставления субсидий, было установлено три вида грантов: для поддержки организаций, выражающих мнение различных социальных групп; для организации пропагандистских компаний на национальном уровне по привлечению граждан к участию в деятельности добровольческих движений; для организаций, пропагандирующих и поддерживающих развитие благотворительности и создание филантропических обществ.
ГЕРМАНИЯ
В Германии государство оказывает поддержку национальным зонтичным организациям НКО, которые в свою очередь распределяют средства среди входящих в их состав организаций. Один из основных принципов некоммерческой деятельности в Германии государственное субсидирование. Государство, отдавая предпочтение деятельности частных НКО в социальной сфере, а также признавая право НКО на самостоятельность в отношении выработки целей и определения способов их достижения, в то же время гарантирует им оказание государственной финансовой поддержки. Некоммерческие организации в Германии являются почти единственными организациями, предоставляющими услуги в таких сферах, как физическая культура и спорт, и находятся в привилегированном положении в тех сферах предоставления социальных услуг, в которых некоммерческое обеспечение финансируется государством, но государственным органам власти запрещено оказывать подобные услуги. Кроме того, некоммерческие организации играют заметную роль в содействии выполнению государственных функций. Традиционно правительство в Германии использует НКО для реализации своей политики на местном уровне.
ДАНИЯ
В Дании за распределение "базовых грантов" общественным организациям социальной сферы отвечает министерство по социальным вопросам. Средства на них формируются, помимо бюджетных источников, также из так называемого фонда "Датских футбольных тотализаторов и лотерей". Проектные гранты выдаются из средств грантовой программы развития добровольческой социальной работы, которая финансируется из центрального государственного бюджета.
ХОРВАТИЯ
В Хорватии все государственные средства из национального бюджета, направленные на поддержку некоммерческих организаций в виде субсидий и грантов, распределяются через специальную структуру. Данное финансирование охватывает ряд программ в области защиты окружающей среды, компьютерных наук, образования, культуры, молодежи, здравоохранения, общественного благосостояния, волонтерства, помощи пожилым людям, прав человека и развития местного самоуправления. Все проекты, подлежащие финансированию, делятся на три группы: финансирование деятельности по удовлетворению общественных потребностей, которая бы длилась несколько лет, ежегодные (краткосрочные) программы НКО, и малые финансовые субсидии на поддержку гражданских инициатив по поиску решений и разрешению общественно важных проблем. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют, какие виды деятельности субсидировать, включая кому давать гранты. Распределение этих средств происходит на конкурсной основе, как правило, между организациями "особого интереса республики Хорватия". В октябре 2003 года парламентом страны был принят закон о создании Национального фонда развития гражданского общества, который продолжает финансироваться из государственного бюджета отдельной строкой. Фонду также дано право принимать пожертвования и использовать другие способы получения дохода.
ВЕНГРИЯ
В Венгрии в соответствии с Законом о государственном бюджете ежегодно утверждается размер финансирования, направляемого общественным и благотворительным организациям в качестве субсидий. В венгерском парламенте существует комиссия по гражданским организациям, которая принимает заявления от НКО и выдает рекомендации парламенту о том, кому выделять субсидии на покрытие расходов. Также распределением субсидий занимаются отдельные министерства, основываясь на своих бюджетах и программных потребностях. Отдельные НКО могут быть четко перечислены в бюджете министерства. НКО и иные организации общественной пользы (такие, как религиозные организации), которые создают и содержат социальные, здравоохранительные и образовательные учреждения, имеют право на "нормативную" поддержку, получают ту же сумму поддержки, что и государственные учреждения. Кроме госбюджета, в Венгрии есть два государственных внебюджетных фонда: Фонд рынка труда и Центральный фонд атомного финансирования, которые имеют полномочия предоставлять финансирование различным НКО. Также существуют несколько общественных фондов, которые учреждаются при участии государства, хотя после учреждения они работают независимо. Фонды распределяют средства между некоммерческими организациями и иным группам. В 2003 году венгерское правительство учредило Национальный Гражданский Фонд (NCF) в качестве одного из особых фондов, предназначенных непосредственно для развития сектора гражданского общества в Венгрии. Целью данного фонда является финансирование НКО. 60% ресурсов NCF ассигнуется НКО на текущие операционные расходы.
СЛОВАКИЯ
В Словакии существует обязательное руководство по выделению грантов из госбюджета организациям гражданского общества, фондам и ассоциациям по интересам. Деньги выделяются через Центральное бюджетное управление. В стране пять министерств и четыре государственных фонда используют гранты как средство финансирования проектов. Также в стране существуют четыре государственных внебюджетных фонда: Государственный культурный фонд, Фонд борьбы с наркотиками, Государственный фонд физической культуры и Государственный фонд по защите окружающей среды. Каждый из этих фондов получает деньги из государственного бюджета и распределяет их в форме грантов на конкурсной основе.
ПОЛЬША
В Польше отношения по финансированию социальных проектов и программ регулируются в основном законодательными актами местных органов власти. Так "Щецинская хартия сотрудничества между городскими властями и неправительственными организациями" устанавливает, что Городской совет должен выделять ресурсы из годового бюджета некоммерческим организациям, для муниципальных целей. В хартии перечислены области, в которых город намерен сотрудничать с НКО – это здравоохранение, социальное обеспечение, образование, спорт, экология, искусство и культура, общественная безопасность, самоуправление, гражданское общество, экономическое и местное развитие. Финансирование социальных проектов в этих областях осуществляется по одному из трех типов: малые субсидии, гранты и контракты. Заявки на осуществление социальных проектов представляются организациями в городской отдел по НПО и подлежат оценке консультативной команды, состоящей из представителей Городского совета, Бюджетного и Финансового комитетов Городского совета. Окончательное решение принимается Городским правлением.
ЧЕХИЯ
В Чехии существует сразу несколько видов государственных фондов. Наиболее крупный из них – Чешский фонд финансирования фондов, созданный в 1992 году. Национальный совет Чехии в Законе о приватизации закрепил, что 1% средств, поступающих от продажи госпредприятий, должен направляться во вновь созданный фонд. В настоящее время он функционирует, предоставляя финансирование за счет получения процентного дохода с первоначально вложенных в него средств.
ШВЕЦИЯ
В Швеции, в зависимости от типа неправительственной организации, ее направленности (помощь молодым людям, нетрудоспособным людям или поддержка спорта) может выделяться определенное финансирование. Поддержка предоставляется, если организация соответствует ряду критериев. Эти критерии могут включать: число членов организации, географический охват, демократичность структуры, целей организации, реализации равенства между мужчинами и женщинами. правительство рассматривает заявления и распределяет помощь. В некоторых случаях, однако, распределение фондов делегируется аффилированным организациям, таким, например, как шведская спортивная конфедерация.
Государственное финансирование некоммерческих организаций в России
Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. В России сложились следующие формы государственной финансовой поддержки организаций "третьего сектора":
1. Гранты – целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые НКО на реализацию конкретных проектов (программ). Данные проекты (программы) должны быть направлены на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию профессиональных, общественных интересов отдельных групп населения. 2. Субсидии – средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам (НКО входят в их число), а также физическим лицам – на условиях долевого финансирования целевых расходов. 3. Контрактные отношения – размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 4. Предоставление льгот. Они предоставляются как самим НКО, так и лицам (физическим и юридическим), осуществляющим пожертвования в их пользу. Российским законодательством предусмотрено несколько видов источников финансирования некоммерческих организаций. В их числе федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии региональных министерств экономического развития, гранты губернаторов), так называемые донорские средства, куда входят средства крупных НКО и фондов, частные пожертвования.
Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 году. В 2014 году общий денежный фонд грантов составил 2 миллиарда 698 миллионов рублей. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 году стали 347 НКО. В 2014 году финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 миллиардов рублей. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 миллиардов 200 миллионов рублей.
Ежегодно публикуется распоряжение главы государства об обеспечении господдержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Обозначенные в данном распоряжении НКО-операторы заключают договоры с Управлением делами Президента о предоставлении бюджетных средств в размере, указанном в распоряжении. НКО-операторы принимают заявки от некоммерческих организаций и формируют конкурсные комиссии не менее чем из девяти человек, в состав которых входят члены Общественной палаты, специалисты в соответствующих сферах, а также представители органов власти. Решение о предоставлении грантов тем или иным заявителям принимается конкурсной комиссией в соответствии с критериями определения победителей. В числе универсальных критериев можно назвать такие: социальная значимость проекта, детальность и степень проработки проекта, соответствие заявки целям и задачам тематического направления, достижимость результатов, реалистичность и оправданность сметы, наличие дополнительного финансирования, наличие у НКО позитивного опыта реализации иных проектов.
После подведения итогов конкурсов НКО-операторы утверждают календарные планы-графики реализации проектов и заключают с победителями договоры предоставления грантов. Денежные средства перечисляются частями. Решение о перечислении очередной части денежных средств принимается в зависимости от качества отчетов, представленных грантополучателем НКО-оператору. Промежуточные отчеты – финансовый и аналитический, с приложением фото– и видеоматериалов, иллюстрирующих проделанную работу, – получатели грантов направляют НКО-оператору несколько раз в год (как правило, три-четыре).