В ходе эксперимента подопытные наблюдали за тем, как компьютер в случайном порядке выдавал изображение игральных костей с разным количеством очков, сообщает "Газета.Ru" со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Psychological Science. Добровольцы должны были сказать, какая кость расположена ближе всего к определенному месту на экране. Чем больше было число на ней, тем больше был гонорар участников эксперимента.
Тест показал, что подопытные врали только при одном условии: если число очков на игральной кости, располагавшейся на втором месте от обозначенной кости, было больше, чем на первой. По словам специалистов, в качестве оправдания добровольцы говорили, что были просто невнимательны.
Однако дело не в невнимательности: в ходе эксперимента ученые фиксировали движение глазных яблок, а также время, потраченное на сравнение нескольких игральных костей и принятие решения. Таким образом, по мнению ученых, на моральный выбор человека влияет двусмысленность ситуаций, то есть возможность оправдаться.
Выводы ученых могут быть применимы в рабочем процессе. Так, они советуют всем руководителям, стремящимся к честности со стороны своих сотрудников, объяснять им задачи наиболее доступно, чтобы те впоследствии не могли сослаться, к примеру, на свою невнимательность.