Пять лет крушению борта № 1 Польши

Фото: GLOBAL LOOK press
Через пять лет после гибели политической верхушки Польши, включая президента Леха Качиньского, споры о причинах авиакатастрофы так и не закончены. Варшава, признавая неопровержимые доказательства вины пилотов и руководства страны, отдававшего приказ на посадку в сложных условиях, пытается часть вины возложить на Россию.

В этот день Польша по традиции погружается в траур. Мемориальные мероприятия проходят в парламенте, депутаты которого также погибли в авиакатастрофе, на столичном кладбище "Повонзки", на котором похоронены 28 жертв трагедии, перед президентским дворцом, где проходит митинг. Участие в траурных мероприятиях принимают родственники погибших под Смоленском, польские президент и премьер, члены правительства и депутаты.

Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал отчет о результатах технического расследования. Согласно выводам экспертов, непосредственной причиной крушения самолета Леха Качиньского было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром. Специалисты также отметили системные причины, в том числе недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Незадолго до пятой годовщины катастрофы польские эксперты расшифровали новые фрагменты записей переговоров пилотов разбившегося Ту-154М. Они лишний раз подтвердили, что в момент трагедии в кабине лайнера находился главком польских Военно-воздушных сил Анджей Бласик, который оказывал давление на экипаж. Эксперты полагают, что это именно он произнес слова "Это факт, мы должны это сделать, до конца". Позднее, на высоте 300 метров над землей, он сказал: "Поместишься. Смело".

Вдова Бласика назвала последние утечки расшифровок записей черных ящиков в польскую прессу "тотальной компрометацией государства и польской прокуратуры". Она, как сообщает РИА Новости, сказала, что ее супруг "не мог вмешиваться в работу пилотов во время полета, это просто невозможно: он мог говорить в салоне, но не в кабине пилотов".

Сам пилот явно не был уверен в успешной посадке, за 15 минут до крушения он предложил уйти на запасной аэродром, произнеся: "Вернемся". Отправиться в Минск или Витебск летчики побоялись. Сопровождавшие польского лидера чиновники настаивали на посадке, опасаясь, что в этом случае Лех Качиньский не успеет на мероприятия, посвященные годовщине событий в Катыни. В результате было принято решение садиться под Смоленском, как и планировалось. В условиях сильного тумана на подлете к аэропорту самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул в 200-300 метрах от взлетно-посадочной полосы.

Польская военная прокуратура, с одной стороны, признала, что главной причиной катастрофы стали ошибки экипажа. Но в то же время она обвинила двух российских диспетчеров, которые якобы создали опасную ситуацию и довели дело до катастрофы. При этом из записей переговоров летчиков с наземной службой следует, что пилоты проигнорировали все предупреждения.

После катастрофы Ту-154 руководство Польши отказалось от услуг специального авиаотряда, в деятельности которого были выявлены многочисленные нарушения. Теперь руководители страны пользуются услугами чартерных лайнеров, и никогда высшие чиновники не перелетают одним бортом. Действующий договор заключен до 2017 года. В распоряжении президента Польши, премьер-министра, спикеров палат парламентов, министров и других руководителей страны – два средних самолета с дальностью полета до 3,5 тысячи километров. Один лайнер способен взять на борт до 90 человек.

Напомним, в катастрофе президентского Ту-154М под Смоленском в 2010 году погибли 96 человек – восемь членов экипажа и 88 пассажиров. В числе жертв были президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Окружная военная прокуратура в Варшаве уже почти пять лет ведет расследование причин и обстоятельств крушения лайнера.

Телеграм канал