Россияне променяли еду на одежду

Фото: GLOBAL LOOK press/Tim Hall
Большинство российских граждан в последние годы изменили свое отношение к одежде. Они удовлетворены своим внешним видом, однако недовольны качеством питания.

Исследования, проведенные Институтом социологии РАН, подтвердили знаменитую фразу Светланы Курицыной "Мы стали более лучше одеваться". Согласно анализу специалистов, в 2014 году была зафиксирована рекордно низкая доля россиян, не удовлетворенных своей одеждой и обувью (8,1%). Вместе с этим позитивно стали оценивать свой внешний вид 33% опрошенных.

Исследование "Российское общество и вызовы времени" охватило большое число российских регионов. Среди основных показателей социологи выделили семейные отношения, наличие друзей, оценку ситуации с питанием, одеждой, удовлетворенность жилищными условиями, социальным статусом и материальным положением.

Среди базовых потребностей признана потребность в питании и одежде, причем одежда даже важнее, отметили специалисты. Они пояснили, что в последние годы в обществе началась "стигматизация" бедных – формирование их портрета как портрета андеркласса, отличающегося от остального населения страны не только уровнем доходов, но и внешне. То есть сейчас "встречают по одежке" – куда более тщательно ее разглядывая, чем, например, лет 20 назад.

"Большинство бедных, считающих, что им приходилось сталкиваться с дискриминацией, связывают ее именно со своим внешним видом и "бедной одеждой", – цитируют специалиста "Известия". – Самоощущение своего статуса в обществе очень важно для россиян. Для активной неудовлетворенности своей жизнью в сегодняшней России необходимо, чтобы человек считал плохим и свой статус в обществе, и материальное положение, и ситуацию с наиболее наглядным их маркером – одеждой, и ситуацию на работе, и свои возможности проведения досуга и отпуска, и возможности самореализации в профессии для получения необходимых знаний".

Большинство опрошенных подчеркнули, что не имеют проблем с одеждой и обувью. Как отмечается в исследовании, перелом в этой области произошел у россиян не в 2001 году, как в ситуации с оценками своего питания и жизни в целом. В последние годы доля граждан, которые высоко оценивают свой внешний вид, с 1994 года выросла с 13,1 до 30,1%, а процент недовольных упал с 27 до 8,1.

Вместе с этим жители России скептически относятся к качеству своего питания. "Для категории питания характерно заметное повышение негативных оценок над хорошими в 1990-е годы, качественное изменение ситуации с 2001 года, устойчиво высокие показатели в последние годы хороших и устойчиво низкие показатели плохих оценок, – отметили социологи. Так, с 1994 года доля тех, кто оценивал свою ситуацию с питанием как хорошую, выросла с 22 до 40,90%, а тех, кто считал ситуацию плохой, снизилась в четыре раза, с 20 до 5%".

Также отмечается, что за последние 25 лет существенных изменений рациона питания россиян не произошло. "Главная проблема питания россиян – в потреблении продуктов с избыточным содержанием жира. Мы, к сожалению, много едим, как и раньше, колбасных изделий (сосиски, сардельки), которые тянут за собой много жира. Это тянет за собой избыточную массу тела и ожирение. В среднем от общей калорийности рациона жир составляет 33-34%, а в Центральном регионе – до 37%, а нужно меньше 30%. Кроме того, едим недостаточно растительного масла, заменяя его сливочным, – подметили исследователи. – Также за последние 15 лет резко упало потребление фруктов и ягод".

Несмотря на это, доля россиян, позитивно воспринимающих свою жизнь, за 20 лет выросла с 14 до 36,2%, а негативно – сократилась с 20 до 5%. Более того, удовлетворенность россиян жизнью в последние годы держалась на высоком уровне.

"Последние годы характеризовались как никогда высоким показателем довольства россиян жилищными условиями, который, однако, присущ лишь трети населения. Под хорошими условиями россияне подразумевают обычно отдельное благоустроенное жилье, где на каждого человека приходится более 12 квадратных метро общей площади, а под плохими – отсутствие отдельного жилья или его тесноту", – отмечается в исследовании.

Шоу-бизнес в Telegram