За что прогнали Гельмана

Марат Гельман. Фото: twitter.com/galerist
На днях стало известно, что скандально известный галерист Марат Гельман покидает "Винзавод" – и, видимо, окончательно переезжает в Черногорию. Это дало ему повод выставить себя жертвой политических репрессий, но есть основания полагать, что это всего лишь способ отвести внимание общественности от истинных причин конфликта.

О том, что Гельман и его проект "Культурный альянс" съезжает с культового "Винзавода", стало известно 27 октября. Руководство площадки уведомило арендатора о расторжении договора, и предложило ему в срок до 5 ноября покинуть ее. Гельман, который уже давно подготовил себе даже не запасной, а основной аэродром в Черногории, не мог упустить возможности громко хлопнуть дверью на прощание.

Галерист поспешил связать уведомление о выселении с аукционом в пользу осужденных по так называемому "болотному делу". "Мы дали пространство для ребят проводивших аукцион, деньги с которого шли узникам болотной и их родным, – написал он в своем Facebook. – Через два дня мы получаем письмо о расторжении договора по надуманному предлогу. Очевидно что причина – благотворительный аукцион".

Версию Гельмана подхватил традиционный пул либеральных СМИ, где уход галереи с "Винзавода" был представлен как очередное зверство "кровавого режима", закручивание гаек и притеснение свободы и искусства. Сам галерист не забывал подливать масла в огонь, сравнивая российскую власть с фашистами и старательно раздавая комментарии в духе "Я считал этих людей приличными" и "В России сейчас не время начинать новое. Новую галерею открывать не буду".

У "Винзавода", впрочем, есть другая версия. Отдавая должное прошлому вкладу Гельмана в развитие современного искусства, там констатируют, что за последние несколько лет галерея несколько раз меняла свое название и формы деятельности. Причем далеко не всегда художественная составляющая была в приоритете.

"Выставочное пространство галереи Марата Гельмана неоднократно использовалось в сторонних целях, не имеющих прямого отношения к искусству, к тому же имело место нарушение порядка выплаты арендной платы. Более того, 21 октября из официальной рассылки галереи мы получили информацию об открытии на территории эмиграционного центра Черногории, что послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора", – обосновал свое решение центр.

Именно эти обвинения Гельман и считает надуманным предлогом. "Они не могут признать, что закрывают из-за аукциона, и ищут все новые оправдания своему поступку, – разыгрывал он жертву перед "Новыми Известиями". – В этом сезоне мы планировали знакомить Москву с искусством Балкан и теми проектами русских художников, которые связаны с Черногорией. Консультационный центр Черногории (а не эмиграционный) был спонсором выставки Олега Кулика и Милио Павичева".

Либералы послушно внимают маэстро и клянут "Винзавод". Однако Гельман тут откровенно лукавит, подменяя понятия. Вот выдержка из другого его поста в том же Facebook – за день до изгнания: "Пора валить или не пора, каждый решает самостоятельно. Обстоятельств личных множество, так что я бы никогда не решился давать советы. Для тех кто решился, мы тут создали в рамках "вэлкам-программы" "консультационный центр Черногории".

От замены слов "консультационный" на "эмиграционный" смысл не меняется – "Винзавод" просто назвал вещи своими именами. По большому счету, галерист собирался всеми силами способствовать оттоку россиян в Черногорию, причем наиболее активной их части ("Центр ориентирован в основном на бизнесменов. Малый и средний бизнес"). И в этом свете желание площадки отгородиться от такого сомнительного арендатора на своей территории более чем оправдано – ведь они приглашали под свою крышу культурный центр, а не центр вербовки и "утечки мозгов".

Теперь же Гельман уходит, и похоже, что насовсем. Насколько уход человека, который считает, что "художник может и должен хотеть оскорблять”, большая потеря для культуры страны – трудно сказать. В последнее время, как уже упоминалось, галерист больше интересовался своими проектами в Черногории, а в России занимался скорее политикой, нежели искусством. Поэтому его переезд в черногорские кущи был скорее делом времени, нежели последствием "притеснений" со стороны "Винзавода". Центр современного искусства, в конце концов, выгнал его за дело, а не за либеральные и даже "национал-предательские" убеждения, которые много лет никому не мешали.

ДНИ в Telegram