Мосводоканал запустил завод по производству противогололедных реагентов. Об этом с помпой было сообщено в средствах массовой информации. Журналисты представили новое средство от гололедицы едва ли не панацеей для зимних дорог. Однако в экспертном сообществе сразу возникли вопросы относительно его "чудодейственности". Как выяснили специалисты, за новым названием "ХКМ-БС" скрывается реагент, который столичные коммунальщики начали использовать почти 10 лет назад. Правда, закупают его под старым привычным названием ХКНж (хлористый натрий-кальций жидкий).
На самом деле, ничего инновационного в ХКМ-БС эксперты не обнаружили. Это все тот же простой раствор двух солей: хлорида натрия и хлорида кальция, в тех же пропорциях. То есть это не только не инновационное вещество, но и не обладающее никакими новыми свойствами. А свойства у этого реагента, кстати, не слишком полезные. Этот раствор весьма насыщен хлористым кальцием, который, как известно, агрессивен к металлу. И найти защиты от него пока не удалось. Так что, здравствуй, коррозия.
Не менее вреден хлористый кальций и по отношению к животным. Это вещество активно впитывает влагу. И реагенту все равно, снег ли это, земля, кожа на лапах животных или обуви. Лишаясь влаги, обезвоженная поверхность сохнет и трескается. Для хозяев домашних питомцев это означает поход к ветеринару, а для владельцев обуви – визит к сапожнику (в лучшем случае, а, может быть, и в магазин за новой парой обуви). Заверение, что новый реагент заботится о коже – не более, чем сказка от Мосводоканала. Собственно, как раз по причине вреда для кожи несколько лет назад была запрещена обработка пешеходных дорожек и тротуаров хлористым кальцием. Вместо него стали использовать безопасное вещество – формиат натрия – и мраморную крошку.
Не доставлял он особой радости и автомобилистам. Те ругали реагент не только за порчу металла автомобиля, но и за опасность, которую он создавал на дороге. Хлористый кальций (из него практически и состоит ХКМ-БС от Мосводоканала) может образовывать вязкую пленку на поверхности, которой добавляет скользскости входящая в состав реагента вода. Проще говоря, тормозной путь по обработанной жидкими веществами дороге длиннее, чем на дороге, посыпанной твердыми реагентами. По экономичности хлористый кальций также проигрывает, как и по экологическим показателям.
Конечно, нельзя считать ХКМ-БС вселенским злом. Это пусть не самый лучший, но вполне себе нормальный реагент со своими достоинствами и недостатками. Единственный вопрос: зачем в Мосводоканале решили играть такую нечестную игру? Или там забыли, как говорилось у Виктора Драгунского, что все тайное становится явным?