Новороссия: последнее лето детства

Яна Лантратова. Фото: Дни.Ру

Яна Лантратова, председатель координационного совета всероссийской общественной организации "Союз добровольцев России", член совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

"Все чаще замечаю за собой: я стала бояться включать телевизор, заглядывать в новостную ленту интернета, загружать онлайн статус своего твиттера… Я включаю телевизор, планшет, радио – а там война, война, и снова война. Каждый день там война. Война в соседнем государстве, между его гражданами, в государстве, до которого рукой дотянуться можно.

Не буду говорить о политике. Я – женщина, я – мать, я – правозащитник и доброволец. Не хочу вдаваться в детали, почему началась эта война, и почему она продолжается по сей день. Я не понимаю, чем руководствовались военачальники украинской армии, когда запускали этот безжалостный маховик войны. Возможно, мужчины, взявшие в руки оружие, в отличие от меня, понимают, за что они воюют, за что отдают свои жизни и губят чужие. В тоже время я знаю и тех, кто не начинал войну, но вынужден выносить все ее ужасы. Это дети. Сложнее всего детям-сиротам, воспитанникам интернатов и детских домов. Они не могут ухватить за руку своих родителей, впрыгнуть в отъезжающий поезд и умчаться прочь из пылающей Новороссии.

Дети каждый день наблюдают эту войну. Они – молчаливые свидетели. Свидетели того, как рвутся бомбы, строчат автоматы, как разрушаются дома и гибнут люди. Они – жертвы. Живые жертвы этой войны. Каждый выстрел, каждый взрыв невидимым гвоздем вонзается в детскую психику, оставляет в ней на всю оставшуюся жизнь неизгладимые шрамы. Иногда шальной выстрел или осколок обрывают чью-то жизнь. Жизнь невинного ребенка, который только учился ходить и познавать наш жестокий мир. Сколько смертей принесла эта война. Их уже десятки – оборвавшихся юных жизней.

Детям Юго-Востока Украины нужна помощь. Срочная помощь.

Я верю: моя страна может помочь этим детям. Объяснить украинской стороне, что вывоз этих детей на территорию России, хотя бы на время военных действий, является единственным возможным решением. Как только взрослые дадут такую "дорогу жизни", как только украинская сторона прекратит обстреливать автобусы с детьми, я обещаю, что соберу всех своих друзей, всех знакомых добровольцев и выдвинусь на помощь. Я вздохну спокойно только тогда, когда увижу, что дети Новороссии оказались в безопасности.

А что будет с детьми погибших ополченцев, с детьми которые останутся после этой войны без родителей? Какая судьба может ждать их в украинских интернатах и детских домах? Кто подумал об этом? С какой психологической травлей рискуют они столкнуться при общении со своими сверстниками? Сможет ли их психика перебороть возможные нападки, справиться с ними? Станут ли такие дети полноценными или навсегда будут чувствовать боль, приобретенную в эти годы?...

Думаю, что взрослые, начавшие эту войну, о таких последствиях не подумали. Сегодня они должны признать свою ошибку, признать, что такие дети должны быть ограждены от ужасов боевых действий и перевезены в безопасное место. Туда, где их сверстники, может быть, ничего и не знают ни о войне, ни о пылающей Новороссии.

Что будут чувствовать дети, проживающие сегодня за пределами Донбасса, в детских домах Киева, Одессы, Ужгорода или Днепропетровска? Те дети, которых сверстники скоро начнут называть "ватниками" и "колорадами"? Как они начнут видеть окружающий мир и свою страну? Кем они вырастут?

Я уверена, что нашей стране в сложившейся ситуации по силам взять на себя особую гуманитарную миссию. Миссию сложную. Миссию, которая потребует больших дипломатических и организационных усилий. Но миссию необходимую! Россия может предложить Украине перевезти на свою территорию детей, попавших в силу обстоятельств в особый "сегмент". Надеюсь, что несмотря на сложные отношения, официальный Киев отложит в сторону политические интриги и пойдет навстречу – не России, а, прежде всего, детям. Детям, которые не по своей воле вынуждены расплачиваться за грехи взрослых.

Со своей стороны могу гарантировать, что сотни добровольцев-волонтеров при первой необходимости подключатся к этой гуманитарной программе переселения и сделают все возможное, чтобы в детской памяти поскорее затерлись ужасы войны. В 2014 году дети Новороссии пережили последнее лето своего детства. Теперь они стали взрослыми. Навсегда..."

ДНИ в Telegram