ОНФ: Не путайте аукцион и конкурс

Александр Бречалов. Фото: GLOBAL LOOK press
Нечистые на руку чиновники нередко подменяют одну процедуру другой

Эксперты проекта "За честные закупки" в ходе мониторинга выбора заказчиками формы реализации госзаказа установили, что зачастую вместо аукционов проводятся конкурсы. Результат такой практики – ограничение конкуренции в сфере госзаказа и нерациональное расходование бюджетных средств.

При проведении аукциона единственным критерием определения победителя является цена, тогда как в ходе конкурса заказчик определяет победителя по совокупности критериев, включая цену контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки и прочее. "К сожалению, заказчики зачастую злоупотребляют правом на конкурс. Их действия часто направлены не на определение самого выгодного по качеству и по стоимости предложения, а преследуют цели привлечения "своего" поставщика – как правило, в ущерб экономической эффективности закупки", – отмечает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов.

Эксперты проекта "За честные закупки" иллюстрируют сложившуюся практику тендерами, проводимыми чиновниками всех уровней. Например, Министерство здравоохранения за 199 миллионов рублей объявило конкурс по организации конференции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. По мнению экспертов, заказчиком были установлены избыточные требования для участников конкурса. В результате вместо участника с минимальной предложенной ценой в 140 миллионов, заказчик выбрал претендента, предложившего услугу за 187,8 миллиона рублей.

Злоупотребление правом на конкурс приводит и к прямым нарушениям, как в случае с тендером на сумму в 3,3 миллиона рублей, проведенным Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области. Задача была – организовать "Инвестиционные дни Рязанской области". Из технического задания к конкурсу следует, что товары и услуги должны определяться из соотношения цена/качество как 40 к 60. Между тем, согласно постановлению правительства России, для обеспечения государственных и муниципальных нужд товары и услуги должны заказываться, исходя из обратного соотношения.

Нарушение обнаруживается и в случае с Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Он объявил открытый конкурс на право заключения контракта по инвентаризации объектов озеленения на 146,6 миллиона рублей. Хотя, согласно правительственному постановлению, в этом случае он был обязан проводить не конкурс, а аукцион в электронной форме. По тому же пути пошли и в "Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике", проведя открытый конкурс на сумму 41,5 миллиона рублей.

"Мы давно получаем сигналы о подобных ухищрениях некоторых заказчиков, которые в лучшем случае просто подгоняют применение закупочного законодательства под свои сомнительные интересы, а в худшем – идут на его прямое нарушение", – отметил Александр Бречалов. Он призвал антимонопольщиков внимательно следить за выбором заказчиком формы закупок, своевременно реагировать на факты неоправданного использования конкурсов вместо аукционов.

ДНИ в Telegram