В условиях изменяющейся геополитической обстановки Россия обратила свои взгляды на Восток. Накануне, 9 сентября, прошло первое заседание российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, где в числе прочих вопросов обсуждалось сотрудничество Байкальской горной компанией и китайского фонда Hopu Investments при разработке Удоканского медного месторождения – крупнейшего в России и третьего по величине в мире с запасами более 26 млн тонн металла.
По данным газеты Guardian, в 2010 году Китай стал важнейшим коммерческим партнером России, заняв место Германии. В 2012 году объемы российско-китайской торговли увеличились на 11,2 процента по сравнению с предшествующим годом и достигли отметки в 88,2 миллиарда долларов. Россия поставляет в Китай древесину, продукцию химической промышленности и металлы. В структуре российского импорта из Поднебесной основная доля поставок приходится на промышленное оборудование и транспортные средства, текстиль и изделия из него, обувь, продукцию химической и пищевой промышленности. В 2014 году объемы российско-китайской торговли, как ожидается, достигнет 100 миллиардов долларов.
Более того, власти Китая пообещали выделить 20 миллиардов на развитие государственных проектов в России, включая развитие транспортной инфраструктуры, автодорог, портов и аэропортов, а к 2020 году планируется увеличить объем инвестиций в российские проекты в четыре раза.
"Сегодня взаимодействие с Китаем для России стратегически важно в стремлении диверсифицировать политические и экономические международные связи, выйти из положения "младшего брата" и "сырьевого придатка" стран Запада, – пояснил руководитель группы экспертов Торгово-промышленной палаты России, доктор экономических наук Сергей Прущак. – Мы традиционно опасались глубокой интеграции с нашим "восточным соседом" по мнимым и реальным причинам, однако более не можем себе позволить это".
Эксперты признают, что в отношениях с Китаем существует огромный потенциал для сотрудничества. Но при этом необходимо понимать, где остановиться. Ведь китайцы – очень непростые партнеры. "От нынешних переговоров с Китаем следует ожидать того, что значительно возрастут наши возможности в области международного финансового и экономического сотрудничества, в том числе в рамках БРИКС. Позиции двух стран в том, что касается демонополизации глобальной финансовой системы во многом совпадают. Кроме того, с российской стороны переговорами руководит первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, который является опытным переговорщиком как с западными, так и с восточными партнерами. Именно он вел в правительстве российскую повестку саммита АТЭС в 2012 году, которая привела к серьезному переосмыслению нашего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. А с Китаем всегда главный вопрос – как грамотно и правильно выстроить отношения. Китайцы имеют репутацию сложных переговорщиков, поэтому многое зависит именно от уровня ведения диалога", – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, чьи слова приводит "Комсомольская правда".
Кроме того, Москва активно сотрудничает с Пекином по оборонным и энергетическим вопросам. Ведутся переговоры о совместном создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Китайцы готовы производить тяжелые буровые установки на территории России. Прорабатывается межправительственное соглашения о расчетах между нашими странами в рублях и юанях. При этом переговоры о партнерстве в банковской сфере еще даже не начинались. Благодаря китайцам Россия могла бы привлекать "длинные деньги" – сотрудничать в области создания рейтинговых агентств и кредитных компаний, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства. Это поможет изменить структуру российско-китайского товарооборота.
"Повестка, предлагаемая сегодня российским руководством, насколько мы можем судить, сочетает в себе не только значительное расширение торгово-экономического взаимодействия, но и совместные политические инициативы, – уточнил Михаил Ремизов. – Среди таких инициатив – предложения о реформирования МВФ, изменениях в "большой двадцатке", антисанкционные меры и сотрудничество в третьих странах. Думается, что это как раз то, что сейчас может быть полезно, и Китаю, и нашей стране, а Шувалову требуется направить политику в практическую реализацию".