Европейский суд обязал Google удалять материалы с личными данными из поиска. Поисковые сервисы должны нести ответственность за персональные данные, выдаваемые по запросу, считает суд.
Европейский суд обязал Google в определенных случаях удалять ссылки на новостные и прочие материалы с данными о частных лицах. Поводом для такого решения стало дело Марио Костехи Гонсалеса, который несколько лет назад пожаловался испанским регуляторам на Google. Поиск по его имени давал ссылки на новостные материалы более чем десятилетней давности. Речь в них шла о непогашенной на тот момент задолженности Гонсалеса.
По мнению Европейского суда, поисковые сервисы должны нести ответственность за персональные данные, выдаваемые по запросу. Частное лицо в подобных случаях имеет право потребовать от поисковой компании удалить из результатов поиска ссылки на материалы третьих лиц с его персональной информацией.
Предоставление общего доступа к таким материалам может оказать слишком большое влияние на судьбу человека, считает суд. В то же время суд признал необходимость учитывать и общественные интересы, особенно если речь идет о публичных личностях.
Своим решением Европейский суд интерпретировал применение Директивы о защиты данных, которая была изначально принята в 1995 году и регулирует обработку персональных данных на территории ЕС. Информация, подпадающая под удаление из поисковой выдачи, должна быть нерелевантной, "чрезмерной" или устаревшей. Таким образом, поисковики становятся ответственным за отображение информации, опубликованной третьей стороной – различными ресурсами, индексируемыми в результатах поиска.
В случае, если поисковик отказывается от удаления подобной информации по просьбе человека, пользователь может обратиться с заявлением к соответствующим властям (суду или специальным надзорным органам по защите персональных данных), которые своим решением могут принудить поисковый сервис выполнить требование физического лица. Европейский суд – высшая инстанция Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы.
Решение суда распространяется на 28 стран-членов ЕС, а также на Швейцарию, Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. Под его действие попали поисковые системы Google, Bing (Microsoft) и Yahoo, имеющие представительства на территории ЕС, занимающиеся продажей рекламы.
В исполнение решения Европейского суда корпорация Google, занимающая около 90% рынка интернет-поиска в ЕС, запустила сервис удаления из поисковой выдачи нежелательной информации и персональных данных пользователя. Воспользоваться сервисом могут только граждане стран, входящих в Евросоюз, а также Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии, а скорректированные результаты поиска будут показываться только при использовании европейских версий поисковика (то есть, например, при поиске через его российскую версию результаты будут прежними). Основные конкуренты Google из Yahoo и Microsoft пока не запустили аналогичные сервисы.