Глава РЖД Владимир Якунин объявил о возможном приостановлении железнодорожного сообщение между Россией и Украиной "в силу определенной несогласованности графиков движения". Ранее государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") обратилась в РЖД с просьбой прекратить с 27 мая продажу билетов на все поезда, следующие по ее территории.
Конфликт Москвы и Киева грозит обернуться полным прекращением железнодорожного сообщения между Украиной и Россией. По словам главы РЖД, сейчас есть сигналы, что "в силу определенной несогласованности графиков движения эти перевозки могут, по крайней мере на какое-то время, вообще прекратиться". Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в РЖД, заявление Якунина не безосновательно: примерно в 18:00 9 апреля российская компания получила соответствующую телеграмму из Киева.
"В связи с рассогласованием движения поездов между территорией материковой Украины и Автономной Республикой Крым на график 2014-2015 годов прошу закрыть продажу проездных документов на все поезда, курсирующих по территории Украины с 27 мая до отмены", – пересказал ее содержание источник издания. Бумага подписана инженером главного пассажирского управления "Укрзализныци" Евгением Дыхне.
По данным собеседника газеты, в РЖД "из-за неоднозначной формулировки письма" собираются полностью прекратить продажу билетов на поезда на Украину и в Крым. В российской компании подтвердили наличие такой телеграммы, добавив, что сейчас ведут переговоры по этому поводу с "Укрзализныцей". Между тем, 10 апреля была открыта продажа билетов на 24 мая (за 45 суток до даты отправления) и до 27 мая есть еще несколько дней, рассказали в монополии. В пресс-службе "Укрзализныци" заявили, что не располагают указанной информацией.
В то же время источник "Коммерсанта" отмечает, что "Укрзализныця" направила телеграмму с аналогичным содержанием не только РЖД, но и Белорусской железной дороге (БЖД). Подтвердить в БЖД эту информацию не удалось. Между тем, по оценкам аналитиков, пассажиропоток между Белоруссией и Украиной "невелик и составляет не более 500 тысяч человек в год в каждую сторону". Между двумя странами курсирует лишь один ежедневный поезд Минск—Киев. Остальные пять поездов ходят только по четным или нечетным дням, а маршруты в Крым (Минск — Феодосия и Могилев — Симферополь) действуют только в летний период.
Ранее и в РЖД, и в "Укрзализныце" уверяли, что продолжают работать в текущем режиме и события в Крыму никаким образом не отражаются на графике движения поездов. В последний раз стороны сделали похожее заявление в конце марта. Но всего через несколько дней премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу совместно с РЖД к середине апреля ввести прямое железнодорожно-паромное сообщение с Крымом. Владимир Якунин 10 апреля отметил, что железная дорога готова к тому, что пассажир будет подвозиться к портам и дальше перевозиться морским транспортом. По оценкам экспертов, отмена железнодорожного сообщения между Россией и Украиной приведет к перераспределению пассажиропотока в сторону авиасообщения. Но возможности паромного сообщения с Крымом, по его словам, весьма ограничены – не более сотни тысяч человек в год, так что часть пассажиров, скорее всего, просто откажется от поездок в Крым.
Сейчас между Россией и Украиной курсирует 46 пассажирских поездов, из них 14 – российского формирования, 25 поездов – украинского, еще три поезда формируются в Белоруссии, два – в Молдавии и один – в Азербайджане. Из России в Крым следуют шесть поездов: из Петербурга и Москвы в Севастополь, из Москвы, Екатеринбурга и Перми в Симферополь, а также из Москвы в Керчь — Феодосию.
В 2013 году пассажиропоток между Россией и Крымом составил 3,7 миллиона человек, а с Украиной – 10,7 миллиона человек. Но в первом квартале 2014 года объем пассажирских перевозок между Россией и Украиной снизился на 40%, сообщил в начале апреля глава Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания РЖД) Михаил Акулов.