Россия подготовила свои вооруженные силы для проведения операций в условиях Арктики лучше, чем остальные страны. Этому есть историческое объяснение – во время холодной войны Советский союз разрабатывал планы по ведению боев в регионе в воздухе и на море.
Многое оружие и большая часть специалистов той эпохи остались в современной России, отмечает американское издание National Interest. Можно выделить пять систем, которые будут способны обеспечить российские интересы в Северном Ледовитом океане.
Ледоколы
Одним из средств получения доступа к Арктике является ледокол, и Россия сохраняет самый обширный ледокольный флот в мире. Потепление не исключает образование льда, к тому же делает его движение менее предсказуемым, что позволяет говорить о сохранении актуальности ледоколов для северного судоходства.
При этом российские ледоколы обладают достаточным ресурсом для того, чтобы поддерживать военные экспедиции в Арктике. Это позволяет стране получить большую свободу в военном планировании и освоении ресурсов.
"Акула"
Один из самых эффективных способов взаимодействовать со льдом – избегать его. В связи с этим особый интерес представляют подводные лодки, способные длительно пребывать под водой и слоем льда. Российские подводники имеют большой опыт работы в Арктике, а в стране налажена поддержка инфраструктуры советских баз, расположенных вдоль океана.
Одной из самых мощных подводных лодок России является "Акула", которая способна нести обширный арсенал оружия. Разработанная в 1980-х годах, субмарина до сих пор остается эффективным средством вооружения. У Северного флота имеются в распоряжении шесть подводных лодок подобного класса, которые регулярно работают подо льдом.
МиГ-31
Даже в условиях, когда морской лед в Арктике идет на убыль, перевозки на значительные расстояния остаются проблемой. Это повышает значимость самолетов наземного базирования. Наибольшую обеспокоенность западных военных специалистов вызывает наличие в распоряжении России истребителя МиГ-31.
Боевая машина была разработана для преследования и уничтожения американских бомбардировщиков, которые пытались проникнуть в воздушную зону Советского союза. При этом МиГ-31 способен противостоять истребителям США четвертого и пятого поколений.
Ту-95 и Ту-142
Ту-95 является одним из самых старых самолетов, которые до сих пор сохраняют боеспособность. В классическом варианте самолет может нести противокарабельные ракеты, и снаряды, способные поражать объекты на поверхности земли. Его морской патрульный вариант Ту-142 обладает расширенной возможностью проводить противолодочные операции.
Обладая возможностью находиться на расстоянии пяти тысяч километров от цели, самолет остается вне зоны действия вражеских истребителей и средств наземного базирования. Россия ожидает, что самолет останется на службе в течение нескольких десятилетий, обеспечивая проверенную возможность действий на море.
Спецназ
В Северном Ледовитом океане нет больших массивов суши и крупных населенных пунктов. Суровый климат делает даже самые крупные острова необитаемыми. В подобных условиях отпадает необходимость в использовании больших пехотных или танковых соединений. Вместо этого необходимо делать упор на формации, способные в короткие сроки выполнить поставленные перед ними боевые задачи.
Россия долго обучала армию ведению боевых действий в условиях Арктики. Подготовка началась еще во времена холодной войны, а в последнее время активизировалась. Подводные лодки, самолеты и надводные корабли могут доставить эти команды. Спецназ сможет закрепиться в труднодоступных районах, вести разведку и выполнять другие задачи, которые будут перед ними поставлены. Специальные силы могут также оказывать помощь в поисково-спасательных миссий гражданских работников и команд в труднодоступных районах.
Холодная война оставила России большую систему, позволяющую обеспечить военное превосходство в Арктике. Перед страной стоит задача поддерживать уже существующие средства и разрабатывать им эффективные замены по мере необходимости. Стоит ожидать, что с течением времени военная мощь страны в Арктике будет только возрастать.