Эксперты Всемирного саммита по инновациям в сфере образования собрали прогнозы о будущем сферы в единое исследование "Перспективы развития образования до 2030 года". Они пришли к выводу, что в ближайшие годы эту систему ожидают кардинальные перемены, которые затронут как сам процесс преподавания, так и сопутствующие сферы.
Большинство мировых экспертов сходятся во мнении, что традиционная система образования уже изжила себя. Основную проблему они видят в том, что для всех учеников в основном составляется единый план, который не учитывает особенности школьников и их индивидуальные предпочтения. 83% участников опроса выразили уверенность, что процесс обучения станет более индивидуализированным.
Кроме того, изменится и роль учителя. Из лектора он должен превратиться в наставника, который направляет учеников и подсказывает, где искать информацию, а не сам транслирует ее всем, вне зависимости от их желания. "Библиотекарь не обязан знать содержимое всех книг. Так и учителя – они будут выяснять ваши потребности, интересы и цели и помогать вам в их реализации", – цитирует "Коммерсантъ" профессора американского университета Джона Махаффи.
Вполне ожидаемым шагом станет более плотная интеграция процесса обучения с современными технологиями, которые позволят значительно облегчить этот процесс. "Местные и глобальные социальные "сети обучения" позволят объединить учащихся, учителей и репетиторов, онлайн-контент с источниками знаний и даже работодателей", – подчеркнул адъюнкт-профессор Международной бизнес-школы Хульта, профессор Язар Джаррар. Школы в данном контексте будут выступать лишь в качестве контролера и организатора.
Одной из самых кардинальных реформ станет возможная перемена языка преподавания. Английский язык, ожидают эксперты, станет аналогом средневековой латыни. "Возможно, что с усилением влияния Китая на международной арене китайский язык станет конкурентом. Но это может произойти только в далеком будущем, а пока доминировать будет английский язык", – рассказал лингвист и философ Ноам Хомский.
Российские эксперты сходятся во мнении со своими иностранными коллегами. В Минобрнауки согласились, что систему образования ждут перемены, так как изменились сами условия преподавания. "В современном мире снято основное ограничение для образования, которое было актуальным еще 20-25 лет назад,– доступ к информации. Сегодня трансляция жестко зафиксированного объема знаний по учебникам уходит в прошлое. И поэтому мы имеем возможность сфокусироваться на другой задаче образования: научить, как этой информацией пользоваться. Задача педагога в такой ситуации – обеспечить правильное формирование представления обучающихся по соответствующим областям знаний", – отметили в ведомстве.