Инициатором законопроекта стала Общественная палата России. Депутаты считают, что население должно знать об угрозе для здоровья, пишет газета "Известия". Предупредить покупателей можно простым способом: промаркировать продукты яркими ценниками. Общественная палата направила предложение в Минздрав, который рассмотрит его и примет соответствующее решение.
По словам первого заместителя секретаря Общественной палаты Владислава Гриба, приклеить специальные ценники предлагается на продукты двух категорий – содержащие вещества, вредные для ежедневного употребления человеком, и противопоказанные определенным категориям граждан (детям, беременным, людям с различными патологиями). В список веществ, которые не рекомендуются для постоянного потребления, могут попасть красители (E102, E122, Е126, Е142, E155), консервант (E226), антиокислитель (E311), а также усилитель вкуса – глютамат натрия (E621).
Глютамат натрия является одной из распространенных добавок. Е621 значится с составе консервов, газированных напитков, сосисок, сырокопченых колбас, приправ, соусов для мяса и пасты, фастфуда и полуфабрикатов. Красители могут входить в состав марципановых изделий, желе, консервированных фруктов и рыбы. Примечательно, что некоторые вещества, запрещенные за границей, активно используются в России. "Нужно пересматривать ГОСТ с учетом актуальных исследований. В Советском Союзе были куда более жесткие стандарты качества, а сегодня пищевые добавки прочно вошли в жизнь россиян, однако всему нужно знать меру", – сказал парламентарий. По его словам, яркие наклейки на продуктах помогут потребителям сделать правильный выбор.
Составляя список добавок, которые нужно запретить, члены Общественной палаты руководствовались зарубежной практикой. Например, в Великобритании запрещены шесть красителей, в том числе Е102, E124, Е122. Западные ученые считают, что E122 увеличивает риск возникновения рака. Однако этот краситель разрешен в России, Белоруссии, на Украине и в некоторых странах Евросоюза.
Инициатива о ярких ценниках не понравилась представителям Фонда защиты потребителей. Эксперты считают маркировку лишней. "Существует ГОСТ, где четко прописано, как должны выглядеть этикетки, оформлена продукция: это строгие правила, признанные не только в нашей стране, но и за рубежом", – заявил гендиректор Фонда Александр Калинин. По его словам, внедрение ярких ценников потребует изменений в закон о торговле, что бессмысленно, так как ГОСТ и так является гарантом качества.