Ученые трех ведущих американских университетов Кристофер Оливола, Фредерик Фанк и Александр Тодоров сделали сенсационное для когнитивной психологии открытие. Им удалось выяснить, что, определяясь со своими политическими симпатиями, избиратель ориентируется не на качества кандидата, а на его внешность. По мнению исследователей, в каждом человеке изначально заложены определенные образы приятия и неприятия людей.
Исследователи во главе с Оливолой при помощи компьютерных программ разработали изображения, каждое из которых ассоциируется с определенными чертами характера. Ученые ориентировались на те качества, которые больше всего привлекают внимание людей. Результаты работы показали, что
каждый из нас в действительности встречает нового знакомого по одежке, а именно по выражению и чертам лица. Конечные выводы мы делаем исходя из того, какие впечатления эти черты подсознательно произвели на нас. Так, согласно теории Оливолы, Фанка и Тодорова, мы склонны больше доверять людям с более женственными чертами лица, а мужчин, обладающих крупными волевыми подбородками, – считать сильными лидерами. На протяжении нескольких лет исследователи изучали последствия этого явления: как взаимосвязаны рациональность человеческого суждения и беспристрастность. "
Мы привыкли считать свои суждения рациональными, беспристрастными, логичными, основанными на важной информации. На самом же деле они чаще всего просто искажаются наложенными поверхностными и необъективными факторами", – считает Оливола. Ученый полагает, что с такой тенденцией необходимо бороться, потому что чаще всего лица людей не способны рассказать о чертах характера человека, пишет журнал Science Daily. В подтверждение своих слов ученые приводят в пример политические выборы. Так,
люди склонны голосовать за внушающего им доверие кандидата. В своем выборе они руководствуются его открытой улыбкой, прямым и честным взглядом, поэтому и отдают ему свой голос. Однако зачастую встречаются и обратные случаи, так, например, человека могут оттолкнуть суровые черты банковского работника, и он с большим удовольствием отдаст свои деньги в руки миловидному мошеннику. Примечательным является и то, что больше внимания мы уделяем даже не чертам, а выражению лица. В разных эмоциональных состояниях один и тот же человек может вызвать абсолютно разные эмоции. Основываясь на результатах проведенных экспериментов,
ученые создали "эталонные" фотороботы людей, которые, как кажется на первый взгляд, могут обладать компетентностью, властностью и общительностью, а самое главное – быть заслуживающими доверия.
Под буквой А показаны черты компетентного человека. Под B – властного человека, под C – экстраверта и под D – вызывающего доверие. Выражение черт усиливается слева направо. Примечательно, что подобными ориентирами пользуются политические штабы при подготовке своего кандидата к выборам, а также рекламные компании, которые стараются заставить покупателей довериться им.