Министерство образования обнародовало проект нового стандарта преподавания отечественной истории в школе. Авторы этого документа предлагают воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственности и межнациональной терпимости.
Как пишут "Ведомости", стандарт призван воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственной и межнациональной терпимости, а патриотизм должен стать следствием уроков о военных победах, рекомендовано особо подчеркнуть "массовый героизм" в войнах 1812 года и 1941-1945-x годах. Авторы стандарта призывают не замалчивать ошибки и просчеты.
Критически авторы стандарта оценивают события 1917 года. Революцию именуют "октябрьским переворотом". Владимир Ленин назван "лидером переворота" и упомянут вскользь. Гораздо больше внимания уделено Иосифу Сталину. Первые годы его правления названы "периодом форсированной индустриализации, модернизации, осуществленной чрезвычайными методами". Результатом той модернизации названо преодоление технологического отставания от западных стран.
Сам Сталин охарактеризован как автор "сталинского социализма" – диктатор, подменивший власть советов партийной номенклатурой, опустивший "железный занавес" и применявший насильственные методы для решения политических и экономических задач, сообщает издание.
Деятельность президента Владимира Путина прописана в проекте нового стандарта преподавания отечественной истории в школе в пунктах о создании института полпредов, утверждении новой концепции внешней политики, отмене выборов губернаторов или новом порядке избрания и провозглашении нацпроектов.
По словам секретаря Российского исторического общества, участвовавшего в подготовке стандарта, Андрея Петрова, проект стандарта не догма, он будет широко обсуждаться на многих площадках и корректироваться.
Напомним, что в апреле президент России Владимир Путин поручил кабинету министров к декабрю обеспечить разработку единой концепции курса истории России в школах. Он указал, что такие учебники должны быть "рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого".
Согласно пояснительной записке к проекту Концепции, историко-культурный стандарт должен включать "принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также перечня "трудных" событий истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе".
При этом оговаривается, что перечень "трудных" событий составлен с целью включения в методические пособия для учителей дополнительных справочных материалов, "соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события". Стандарт предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры "как к непрерывному процессу национальной идентичности".