Москву-реку могут углубить от одного до полутора метров. Это необходимо для увеличения объемов пассажирских и грузовых перевозок по воде в столичном регионе.
Меры по понижению дна на десяти участках разной протяженности обсуждались рабочей группой по водному транспорту в Дирекции Московского транспортного узла. Как пояснили в ведомстве, в настоящее время обсуждаются возможные способы "понижения" реки: для этого придется строить низконапорные шлюзы или проводить дноуглубительные работы.
"Экономическая целесообразность мероприятий сейчас просчитывается. Строительство шлюзов, например, обойдется примерно в 40 миллиардов рублей", – пояснили в Дирекции. Проект по углублению реки создан с целью развития в Московском регионе грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом. По подсчетам Министерства транспорта, пропускная способность Москвы-реки составляет 32 миллиона тонн в год: 18 миллион тонн с севера и 14 миллионов тонн – с юга столицы.
Кроме того, по словам экспертов, сейчас разрабатывается стратегия развития речного транспорта до 2030 года в России. Там будет прописана необходимость перехода на перевозку грузов водным транспортом, который в этой сфере должен стать предпочтительнее автомобильного и железнодорожного. Это делается для улучшения экологии, иначе через 10-15 лет ситуация станет критической, пишут "Известия". Суда же при правильной эксплуатации безопасны для окружающей среды: загрязнения воды, причиной которых является речной транспорт, составляют 2%, остальное – автомобили и прибрежные предприятия.
Вместе с тем в настоящее время российские порты готовят для столичных властей предложения по размещению портопунктов вдоль Москвы-реки. Город также планирует заказать разработку отраслевой схемы размещения в Москве грузовых пунктов и марин (портов для международных судов).