В российских Военно-воздушных силах появится штурмовик нового поколения, созданный на базе советского Су-25. Такие самолеты используются для обстрела с воздуха наземной техники, пехоты и других объектов противника.
"Главкомат ВВС выбирал между ним [Су-25 – Дни.Ру] и Як-131, модернизацией учебно-тренировочного Як-130, в итоге победил современный вариант старой советской разработки", – сообщил собеседник "Известий" в Главкомате ВВС. Окончательные итоги конкурса на разработку и создание нового самолета-штурмовика Минобороны объявит 17 февраля.
За основу взята учебно-боевая версия Су-25УБ. Место второго пилота займет топливный бак, так что боевой радиус увеличится с 300 до одной тысячи километров. Полностью изменятся нос и кабина, которая станет герметичной. Су-25УБ выше пяти тысяч метров не летает, а перспективный штурмовик сможет подниматься на десять-11 тысяч. Полный взлетный вес – 14,5 тонн, грузоподъемность – до шести тонн.
Вместо старого прицельного комплекса "Клен" будет новый под индексом СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловая). Как понятно из аббревиатуры, комплекс объединяет лазерный дальномер и телевизионную камеру высокого разрешения, комбинированную с тепловизором. "Поначалу авиаторы прописали в ТТЗ оснащение очками ночного видения и нашлемным указателем. Знаете, у американских пилотов такие оптические приборы на глазу, чтобы он мог одним взглядом зафиксировать местонахождение цели. Но в ходе работ их отвергли, так как СОЛТ-25 позволяет летчику обходиться без приспособлений на глазу", – рассказал источник в Оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
Разработчики планируют оснастить самолет радаром с активно-фазированной решеткой, хотя в спецификации такого пункта нет. Прицельный комплекс вкупе с радаром даст штурмовику возможность в одном заходе гарантированно уничтожить не менее четырех целей, надеются в ОПК. Главным калибром его будет комплекс сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь".
Сам конкурс на разработку самолета был объявлен в 2011 году. ВВС сформировали тактико-техническое задание (ТТЗ) в начале 2012-го, а в мае "Сухой" и "Яковлев" представили документацию на участие в конкурсе. Согласно требованиям, штурмовик должен действовать круглые сутки в любую погоду, оснащаться радаром и высокоточным оружием и, наконец, быть тяжело бронированным и одноместным. По этим параметрам легкий двухместный Як-131 военным не подошел.
Еще одно требование ВВС – готовность к летным испытаниям к середине 2014 года, так как планируется запускать новую машину в серию не позднее 2020-го. По уверениям представителя ОПК, глубокая модернизация Су-25 фактически делает его новым самолетом.