ФСБ проверит интерес Сердюкова к лимузинам

Спецслужбы изучают судьбу раритетных автомобилей, в 2010 году вывезенных из рязанского Музея военной автомобильной техники.

Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны может пополниться новыми эпизодами. ФСБ заинтересовалась судьбой коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники, в которой были лимузины ЗИС и ЗИЛ Никиты Хрущева и Фиделя Кастро. Стоимость уникальной коллекции оценивается в несколько десятков миллионов евро. В 2010 году музей расформировали по приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. Чекисты не исключают, что часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции могла пропасть и оказаться в частных руках.

Как рассказали "Известиям" источники в спецслужбах, проверка в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Проверяющих из ФСБ интересуют обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.

Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.

Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец "русского виллиса" – ГАЗ-67.

По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены. "Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет 800 тысяч евро. ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до 600 тысяч евро. "Чайки" на рынке оцениваются в 50 тысяч евро. Но у машин может быть и своя история в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться", – рассказал замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин.

В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров. Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил изданию, что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу. "Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику. Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала", – сообщил Вандер.

Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова. "Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны. Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов", – рассказал Вандер. C 2007-го по 2009 годы, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.

Тем временем музей лишили статуса и он стал историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.

"К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас. О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю", – сообщил Вандер. В 147-й автобазе Минобороны заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности. "Это музейные образцы, поэтому они стоят в спецхранилище и никуда не выезжают", – пояснил начальник базы Александр Грабко.

Напомним, Анатолий Сердюков был отправлен в отставку с поста министра обороны 6 ноября 2012 года после разразившегося коррупционного скандала вокруг подведомственного Минобороны предприятия "Оборонсервис". По версии следствия, ряд высокопоставленных военных чиновников в 2009-2010 годах занимались аферами при продаже недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих "Оборонсервису" (уставный капитал – 190,9 миллиарда рублей). Следователи считают, что схема была следующей: чиновники Минобороны выбирали из активов "Оборонсервиса" самые ликвидные и престижные объекты, в том числе и в центре Москвы. Затем, как правило, в эту недвижимость делались крупные бюджетные вливания, после чего имущество продавалось по заниженной цене подконтрольным "Оборонсервису" компаниям. Общая сумма ущерба от занижения стоимости военного имущества превышает три миллиарда рублей.

Главой департамента имущественных отношений Минобороны в это время была протеже Сердюкова Евгения Васильева. В конце октября в ее квартире следователи провели обыск и обнаружили антиквариат и 1,5 тысячи ювелирных украшений общей стоимостью несколько миллионов долларов. Соседом Васильевой был сам экс-министр обороны. Следователи проверяют законность доходов, на которые Васильева, а также сестра Сердюкова Галина Пузикова купили несколько квартир в элитном доме № 6 в Молочном переулке. Пузиковой, по данным налоговых органов, принадлежат в этом доме три квартиры, два гаража, а также нежилое помещение, стоимость которых оценивается в 700 миллионов рублей.

ДНИ в Telegram