Самолет Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским разбился под Смоленском в апреле 2010 года из-за чрезмерной скорости снижения в плохих погодных условиях и поздней попытки ухода на второй круг, установили эксперты в Варшаве. При этом они заявили, что авиалайнер был исправен, а российский диспетчер давал ошибочные команды.
"Причиной происшествия было снижение (самолета) ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг", – цитирует "Интерфакс" доклад польской комиссии. Эксперты отметили, что экипаж допустил ошибки при заходе на посадку и уже не имел возможности выполнить новый маневр.
Польские специалисты признали, что обучение летчиков "борта номер один" не отвечало необходимым стандартам. "Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным", – подчеркнули эксперты. Они отметили, что присутствовали и недостатки в организации полета. Кроме того, летчики отказались от услуг российского навигатора – человека со знанием русского языка.
В ходе расследования поляки установили, что посторонние люди осложняли действия пилотов. "Работа экипажа была хаотичной, работе мешали появляющиеся в кабине третьи лица, управляющий пилот – командир был загружен ведением радиосвязи", – уточнили члены комиссии. Они заявили, что экипаж находился под давлением из-за присутствия на борту первых лиц государств. Вместе с тем эксперты не нашли доказательств того, что главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик непосредственно влиял на пилотов, как предполагалось ранее.
В то же время специалисты возложили часть ответственности за трагедию и на российскую сторону. В частности, они объявили, что аэродром "Северный" под Смоленском не обеспечил безопасности полета польскому Ту-154. Эксперты высказали мнение, что система освещения на летном поле находилась в неудовлетворительном состоянии, а наземные службы действовали неправильно. "Диспетчер давал ошибочные указания", – приводит РИА Новости слова авторов доклада. При этом специалисты указали, что самолет был технически исправен до самого момента столкновения с землей.
Напомним, что жертвами авиакатастрофы стали 96 человек. Межгосударственный авиационный комитет ранее сообщил, что трагедия была вызвана ошибками в подготовке пилотов, недостаточной обеспеченностью полета и отказом экипажа уходить на запасной аэродром.