Меня заинтересовал вопрос: кто же из работников культуры понравился этим специальным зрителям больше всего? Оказалось, что самым большим успехом пользовалась вокалистка, которая исполнила несколько арий и парочку шлягеров послевоенной поры, однако клиентов психиатрической лечебницы пленило вовсе не мощное меццо-сопрано или приклеенные ресницы экс-дивы. Нет! Успех у зрителей был обеспечен ярко-красным платьем, с которого не сводили глаз душевнобольные, которые зорко следили за каждым колебанием атласа и крайне расстроились, когда горлопанистый манекен перестал выносить сокровенное одеяние на бис. Прочтя этот документальный рассказ, многие из вас наверняка ухмыльнулись, не заметив никаких параллелей с собственным прозябанием, однако я позволю себе попросить вас задуматься еще разок. И приведу пример из нашей с вами реальности. Как-то довелось мне ехать на автомобиле из Москвы в Петербург, и в Новгородской области приемник, сканирующий радиочастоты, вдруг наткнулся на звуковую дорожку одного из телеканалов – и я прислушался. Был выходной день, эфир наполняли развлекательные шоу, и порядка двух часов я провел в компании со звуком от телепрограммы. И знаете, что меня поразило? В том тексте, который невротически перебивался хохотом, аплодисментами и прочими эффектами, практически не было никакого связанного смысла!.. Да, звучали хорошо поставленные голоса уверенных в себе людей, эмоциональные и бодрые, но в сказанных ими фразах не было ровным счетом никакой информации – это были такие же фоновые участники действа, как взрывы петард или лай собаки в шоу про животных. Чудо из чудес: текст был, а смысла – нет! Вы можете убедиться в моих словах сами, включив телевизор и послушав его продолжительное время, не глядя на экран. Вы станете свидетелями собственного оболванивания, ведь даже если ученые и говорят, что человек получает 80% информации посредством зрения, суть идет к нам через слово, а слово телевизионное – это бутафория, это смысловое плацебо, фуфел. Хорошо зная работников телевидения разного уровня лично, я могу вам скорбно доложить: подавляющее большинство из них заботится только о качестве картинки, а к тексту, к смыслу, к сути отношение здесь крайне пренебрежительное. Главное - это то самое пресловутое "красное платье", ладно сшитое и ярко блестящее, на которое вы так сильно ведетесь, а "надето" оно может быть и на оперную певичку, и на дрессировщика удодов, и на пугало без головы, потому как мысли тут никого не интересуют. Важна картинка, важен "экшн", важен только раздражитель зрительного нерва. Я не знаю, для чего психам оплачивают пение и ужимки артистов, когда достаточно всего лишь обмотать красной тряпкой санитара. Но я боюсь признаться себе, что понимаю, зачем телевидение пичкает нас как раз такими притягательными для зрения и настолько тупыми для мозга сюжетами. Боюсь, потому что от психопатов из диспансера мы отличаемся уже гораздо меньше, чем нам хотелось бы.
Концерт для психбольницы
Нед
авно мой хороший приятель, который организует вечеринки, поделился историей – как ему довелось устраивать культурное мероприятие в психиатрической больнице. Дело в том, что узникам рассудка выделяются бюджетные деньги не только на смирительные рубашки, аминазин и крепких санитаров, но и на некий досуг – на ознакомление граждан с искусством, так сказать.
Поскольку возить психов в театры или концертные залы у нас не принято (хотя и стоило бы посадить их рядом с завсегдатаями филармоний), профессионалов от творчества нужно поставлять за колючую проволоку, чем и предложили заняться моему приятелю. Был выделен бюджет, и на эти деньги ангажировали артистов – жонглеров, акробатов, декламаторов стихов, танцоров, певцов и даже пару клоунов и дрессировщика компактных животных. Вся эта дружная компания оказалась в психушке, где и дала свое представление.
Публика воспринимала творческий акт в свойственной ей манере: кто-то злобно рычал, кто-то чесался, пара товарищей исполняла брейк, который, впрочем, был вполне обыденным и для любого иного момента жизнедеятельности их организмов, за исключением сна. По впечатлениям организатора досуга, общая атмосфера напоминала концерт в шалмане, где тревожная публика вечно занята своими терками, но может в любой момент похватать волыны и начать шмалять в артистов.
От психопатов из диспансера мы отличаемся уже гораздо меньше, чем нам хотелось бы