Специалисты Летно-испытательного института имени Громова, участвующие в расследовании катастрофы Як-42 с хоккейной командой ярославского "Локомотива" на борту, завершили серию летных экспериментов. Согласно их данным, самолет и его пассажиров погубил один из пилотов, тормозивший при взлете.
Участники испытаний заявили, что, если бы этот летчик вообще устранился от управления, взлет прошел бы нормально. Эксперимент с полетом Як-42 проходил в подмосковном Жуковском, пишет "Коммерсантъ".
Пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, имитируя действия своего погибшего коллеги из компании "Як-Сервис", во время разгона держал ноги на тормозных педалях. Одновременно ему приходилось оттягивать на себя штурвал, поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. К штурвальной колонке самолета был присоединен динамометр, измеряющий усилия рук пилота.
Пока руль высоты находился в штатном для взлета Як-42 положении, усилия от пилота, как показал прибор, требовались совсем незначительные – всего в несколько килограммов. Даже с ногами на педалях летчик мог поддерживать правильную летную конфигурацию машины. Однако, согласно данным бортового самописца разбившегося самолета, руль высоты во время разгона был значительно отклонен от допустимого показателя.
Когда испытатели попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовались усилия рук в десятки килограммов. Обеспечить их, не упираясь ногами в педали тормозов, испытатели не смогли. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 килограмма, испытателю пришлось изо всех сил давить на тормоза.
Таким образом, в ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был, опять же, не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете.